30 января 2015

Отчетность в РПБУ и МСФО. Сравнение

В предыдущих статьях были разобраны некоторые различия между отчетностью организации в соответствии с МСФО и РПБУ. Далее хотелось бы разобрать другие немаловажные детали, в которых наблюдается расхождение между международными стандартами и российской практикой ведения бухгалтерского учета касательно совместной деятельности, товарно-производственных запасов, обесценения финансовых активов и налога на прибыль.
Отчетность в РПБУ и МСФО. Сравнение

В предыдущих статьях (1 и 2) были разобраны некоторые различия между отчетностью организации в соответствии с МСФО и РПБУ. Далее хотелось бы разобрать другие немаловажные детали, в которых наблюдается расхождение между международными стандартами и российской практикой ведения бухгалтерского учета касательно:

  • совместной деятельности,
  • товарно-производственных запасов,
  • обесценения финансовых активов,
  • налога на прибыль.

Инвестиции в совместную деятельность

В отличие от МСФО, оперирующих понятием объектов совместного предпринимательства (предприятия) и определяющих их как предприятия, активы и операции, которые подвержены совместному контролю, в РПБУ основой данной концепции является совместная деятельность. Важно отметить, что данная концепция не предполагает обязательного наличия совместного контроля и не определяет организации, которые контролируются совместно, в принципе. Наиболее близким по значению здесь является товарищество.

В МСФО вклады в предприятия, которые находятся под совместным контролем, учитываются в отчетности либо посредством метода консолидации (пропорциональной), либо методом долевого участия, а в РПБУ они отражены как финансовые вложения компании.

РПБУ не выделяет отдельного раздела учета для организаций венчурного капитала, взаимных и паевых фондов, хотя МСФО подразумевает отражение их инвестиций в в виде финансовых активов.

Также РПБУ прямо не регламентирует учет нереализованных прибылей и убытков в операциях товариществ, хотя МСФО предполагает их элиминацию в рамках долевого участия. Точно также МСФО предлагает исключать в пределах своей доли прибыли и убытки вложений в организации, которые совместно-контролируются другими компаниями, а в РПБУ, напротив, таких указаний не предусмотрено.

Запасы

МСФО предлагает компаниям оценивать свои материально-производственные запасы по той величине, которая меньше: фактическая стоимость и чистая стоимость продажи. По РПБУ предприятие должно оценить запасы исходя из наименьшей из двух оценок: фактической стоимости и полной стоимости продажи (без вычетов). Дополнительным отличием от МСФО является и то, что РПБУ не требует включать затраты на вывод активов из эксплуатации в фактическую стоимость этих запасов. Как и в случае оценки запасов, их списание производится по чистой стоимости их возможной продажи (по МСФО) и по полной стоимости без вычетов (по РПБУ). Важно отметить, что в РПБУ в принципе отсутствует понятие чистой стоимости возможной продажи.

Обесценение нефинансовых активов

Имеющийся в МСФО отдельный стандарт, регулирующий обесценение активов, предусматривает их обязательную проверку, как только появляются признаки этого обесценения. РПБУ же не требует проверять нефинансовые активы на предмет обесценения. Различны и подходы МСФО и РПБУ к величине деловой репутации: международные стандарты контролируют распределение гудвилла, возникшего в результате объединения бизнеса, между единицами, генерирующими потоки денежных средств (ЕГДП), в то время как в российской практике нет соответствующих указаний. Более того, РПБУ не имеет концепции ЕГДП в принципе.

Все суммы (кроме относящихся к деловой репутации и к прочей совокупной прибыли), которые были ранее списаны на убытки в результате обесценения, по международным правилам учета могут быть восстановлены и признаны в составе прибыли или убытка за новый период. В свою очередь, РПБУ не содержит никаких указаний касательно вопроса восстановления сумм, ранее списанных от обесценения.

Налог на прибыль

МСФО относят к налогам на прибыль налоги не только на налогооблагаемую прибыль (как в РПБУ), но также и налоги, которые должны быть уплачены дочерними, совместными (по суммам, распределяемым инвесторам) и зависимыми компаниями. Кроме того, РПБУ не регламентируют обязательное выделение общей суммы расхода в итоговом отчете о прибылях и убытках. Зато в российском учете организациям необходимо раздельно предоставлять данные о текущем налоге на прибыль, а также изменения в отложенных налоговых активах и обязательствах и другие корректировки.

Под временной разницей МСФО подразумевают различие между налоговой базой актива/обязательства и их балансовой стоимостью, а в РПБУ она (временная разница) возникает только в тех случаях, когда статья дохода/расхода включена в расчет бухгалтерской прибыли/убытка в один период, а в расчет налогооблагаемой прибыли/убытка — в другой. Кроме того, РПБУ не предусматривает исключений по признанию отложенного налогового обязательства/актива в отношении временных разниц, МСФО предполагает его в ситуации первоначального признания актива/обязательства в операциях, не являющихся сделками по объединению бизнеса и в момент совершения которых не были затронуты бухгалтерская и налоговая прибыль.

Если МСФО при определенных условиях признает отложенный налог в отношении вкладов в дочерние, зависимые и совместные предприятия, то РПБУ не предусматривает отложенного налога по вкладам в товарищества. Кроме того, МСФО прямо требует от компаний оценивать величину отложенного налога, отталкиваясь от ожидаемого способа погашения обязательства и возмещения актива. В РПБУ подобного требования нет, но регламентировано, что ставка налога должна соответствовать виду дохода, который подлежит возмещению.

РПБУ отличается от МСФО и тем, что в российской практике сумма налога на прибыль должна быть отражена исключительно в отчете о прибылях и убытках, хотя МСФО требует это указывать там, где изначально была признана та или иная статья.

Если МСФО предполагает зачет активов и обязательств в случаях, когда компания имеет на это законное право или намерение погасить этим зачетом другое обязательство, то в российском учете это возможно исключительно при разрешении налоговых органов.

Несомненно, существует и ряд других сходств и различий в ведении учета по правилам МСФО и РПБУ — их количество, действительно, велико, несмотря на то, что с течением времени международная и российская практика показывают уверенную тенденцию к сближению стандартов и принципов в области финансовой отчетности.

Программы для ведения учета по МСФО

Здесь важно отметить, что любому предприятию, перед которым стоит задача подготовки отчетности и ведения учета в соответствии не только с российскими правилами, но и согласно МСФО, рекомендовано использование современных программных решений, позволяющих комплексно и интегрировано подойти к данному вопросу.

Сегодня на рынке можно выделить такие конкурентные продукты, позволяющие вести учет в рамках МСФО, как:

Воспользовавшись ими, компания сможет получить все преимущества автоматизации бизнес-процессов, поддержку методов отчетности по МСФО, консолидацию учета и другие преимущества.
Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Мы выбрали платформу 1С:Предприятие 8, потому что уже работали с её предыдущей версией, и нам было важно, чтобы продукт был широко распространен. При выборе партнёра мы ориентировались на его опыт в реализации аналогичных проектов для иностранных компаний. Поэтому мы выбрали Первый Бит».
Мауро Ронкорони
координатор ИТ-проектов в компании Artsana S.p.A. в Восточной Европе и на Востоке
«Благодарим офис „Спортивная“ за профессиональную работу, подбор оптимального программного продукта и его конфигурации, компетентную консультационную поддержку и энтузиазм, проявляемый при поиске решения задач, стоящих перед организацией. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в области автоматизации международного учёта, документооборота и процессов сервисного обслуживания»
Д. С. Кузнецов
руководитель проекта в ООО «Хесон Рус»
«В максимально короткие сроки специалистам Первого БИТа удалось выполнить внедрение в большом количестве территориально удаленных филиалов с организацией центральной базы в головном управлении».
Владимир Горячев
начальник отдела информационных технологий «ГУССТ №3 при Спецстрое России»