15 ноября 2017

Особенности автоматизации торговых предприятий

Автоматизация в сфере торговли давно перестала быть просто трендом, к которому необходимо стремиться: сейчас эффективные бизнес-процессы — это норма, отсутствие которой негативно сказывается на результатах деятельности предприятия. В статье мы поговорим о том, что включает в себя понятие автоматизации, а также о выгодах для бизнеса, которые она предоставляет, и секретах её успешного проведения.
Особенности автоматизации торговых предприятий

Автоматизация в сфере торговли давно перестала быть просто трендом, к которому необходимо стремиться: сейчас эффективные бизнес-процессы — это норма, отсутствие которой негативно сказывается на результатах деятельности предприятия. В статье мы поговорим о том, что включает в себя понятие автоматизации, а также о выгодах для бизнеса, которые она предоставляет, и секретах её успешного проведения.

В целом под автоматизацией ритейла чаще всего подразумевают повышение скорости процессов, происходящих в магазине. Причём всех без исключения: начиная с приёмок, заканчивая непосредственно продажей того или иного товара конечному потребителю.

База данных

Обычно создание базы данных номенклатуры, которую продаёт магазин, является довольно трудоёмкой задачей. Раньше товароведы заполняли гигантские спредшиты (таблицы) по мере поступления номенклатур на склад. 

Как правило, это отнимало много времени, но это была не единственная проблема. Часто в процесс вмешивался так называемый «человеческий фактор», который приводит к возникновению ошибок, описок, неправильных вычислений, пересортицы и подобных проблемам.

Сегодня же все связанные процедуры могут быть полностью автоматизированы. Это не только повышает скорость, но и положительно сказывается на точности, безошибочности информации в базе. 

Для автоматического заполнения баз данных о товарах применяют специализированные учётные программы, а также сканеры штрихкодов/считыватели RFID-меток, которые собирают и в агрегированном виде транспортируют информацию в ПО.

Как это работает?

Сотрудник магазина считывает сканером штрихкод с товара и вносит информацию о нём в номенклатурный справочник товаро-учетной программы, а затем сканирует остальные аналогичные изделия. Информация о них автоматически попадёт в ПО. 

Потом сотрудник берёт следующий товар, вносит данные о нём, а затем сканирует. И так далее.

Приёмка товаров

Когда будет создан окончательный номенклатурный справочник для поставки, её необходимо оформить в качестве поступившей в магазин. 

Здесь автоматизация розничной торговли позволяет пойти по одному из двух путей.

  1. Терминал сбора данных Использование терминала сбора данных
    Сначала в устройство необходимо загрузить номенклатуру. После этого сотрудник должен считывать штрихкоды с товара при помощи рассматриваемого портативного устройства. После каждого считывания сведения о товаре будут отображаться на экране терминала сбора данных.

    Сотруднику необходимо удостовериться, что всё верно, и ввести данные об общем количестве поступивших товаров в данной продуктовой категории. Когда таким образом будет отработана вся поставка, потребуется лишь выгрузить данные из терминала в учётную торговую программу.

  2. Сканер штрихкодаИспользование сканера штрихкода
    Этот метод оформления поставок является наиболее распространенным. В первую очередь, это обусловлено более низкой стоимостью сканеров по сравнению с терминалами.

    В этом случае сотруднику необходимо выбрать конкретный товар, завести в ПО приходную накладную, а потом отсканировать все аналогичные товары и транспортировать эти данные в программу.

Учётные процессы

Одним из самых значимых процессов при проведении автоматизации ритейла является учет товарных позиций. Товароведу здесь нельзя ошибиться: необходимо учесть все операции, отображаемые в товаро-учётной программе, начиная с установки ценников, заканчивая продажей, перемещением или возвратом.

Конечно, это процессы также очень трудоёмки и имеют риски, связанные с вниманием. А здесь ошибаться ни в коем случае нельзя, поэтому лучше автоматизировать процедуры и избежать риски.

Для этих целей мы рекомендуем использовать специализированные POS-терминалы, поддерживающие процессы формирования отчётов о продажах любых товаров. Немаловажно и то, что они обладают развитым аналитическим функционалом. 

Например, используя POS-терминал, вы сможете быстро находить самые популярные и, наоборот, товары с низким спросом. В условиях нынешней экономической ситуации это особенно актуально для продавцов, ведь именно от такой информации зависит успех бизнеса в целом.

При помощи терминала можно легко и быстро выгрузить совершенно любую аналитику: продажи, прибыль, обороты, скидки и другие наценки. Кроме того, они позволяют оценивать данные о расчётах с контрагентами.

Производственные процессы

Данный аспект актуален только для тех предпринимателей, которые самостоятельно производят товары. Продукция под собственной маркой в последние годы является одним из наиболее действенных механизмов увеличения рентабельности торговых точек. Чаще всего такие предприниматели начинают осваивать производство кондитерских изделий, товаров для дома и т.п.

Некоторые товаро-учётные программы имеют функционал, который дополнительно покрывает производственные процессы. Воспользуйтесь технологическими картами, и тогда не надо будет переживать, когда, сколько и каких именно номенклатур необходимо списать. 

Всё это будет производиться в автоматическом режиме через ПО. Кроме того, вы сможете оперативно получать любую аналитику, касающуюся производства: выпуск, расход, списания и т.д.

Маркировка

Ни один товар не может продаваться без этикетки. Помните те времена, когда в магазинах на продукции были прикреплены бумажечки с красиво написанными цифрами? Сегодня это большая редкость. Чаще всего для этого пользуются штрихкодами. Они есть почти на всех товарах за исключением тех, когда это исключено из-за физических свойств. 

Например, ни этикеток, ни штрихкодов не бывает на булке хлеба, пироге, мясе. Зато, если они продаются в упаковке, то вышеуказанные опознавательные знаки обязательно будут содержаться на ней.

Принтер этикетокЧтобы повысить скорость этикетирования продукции (а иногда количество номенклатур исчисляется десятками и даже сотнями тысяч штук), необходимо использовать товаро-учётную программу и принтер этикеток. У последнего габариты наклеек могут быть различными.

Если в магазине реализуется продукция на развес, тогда необходимо купить весы с печатью этикеток. Они предельно просты в эксплуатации, поэтому продавцы часто устанавливают их в торговые залы для самообслуживания.

Зона кассы

Калькулятор давно ушёл в прошлое, и сегодня к нему относятся примерно как в своё время к счетам. Современные технологии, предназначенные для автоматизации розничной торговли, позволили максимально упростить и ускорить процесс взаиморасчётов между кассиром и покупателем. 

Прежде всего, конечно, речь идет об автоматизированном рабочем месте кассира. Обычно оно включает в себя следующие устройства:

  • POS-терминал — иногда его называют POS-системой, но суть от этого не меняется. Под терминалом подразумевается ПК, оснащенный специализированным программным обеспечением. Например, это ПО может за сотрудника выполнять такие сложные, но важные в процессе реализации товаров процессы, как вычисление величины скидки на те или иные товары, возврат, приём денег за покупки и т. д.;
  • Сканеры — они используются для того, чтобы переместить товары, приобретаемые клиентом, в программу и далее в чек;
  • Экраны (дисплеи) для покупателей — на них обычно отображается самое важное — сумма покупки и её динамика в соответствии с пробиваемыми товарами, а также (иногда) название и количество товарных единиц. Использование дисплея покупателя позволяет повысить доверие со стороны потребителей и уровень контроля;
  • Контрольно-кассовая техника (кассовые аппараты, фискальные регистрации). Основной отличительной особенностью от обычных касс является взаимодействие с учётной программой и собственное ПО, которое управляет такими процессами, как печать чеков, подсчёт суммы покупки, возвраты и др.

Выше мы предоставили вашему вниманию основной перечень бизнес-процессов, которые сегодня чаще всего подлежат автоматизации. Прежде всего, это процедуры, связанные с финансовым менеджментом, управлением продажами, сотрудниками, складом, клиентами. 

Если у вас до сих пор что-то из этого не автоматизировано, тогда это повод задуматься, ведь в сегодняшней рыночной конъюнктуре все продавцы стремятся максимально увеличить обороты в своих магазинах и сократить при этом издержки.

Если у вас возникли вопросы по подбору автоматизированной системы для торговли, оборудования и программного обеспечения, тогда обратитесь к нашим специалистам.

Команда Проектного офиса «Спортивная» компании «Первый БИТ» имеет большой профильный опыт и уже реализовала сотни проектов в данной области. Мы проанализируем ваши задачи, потребности и ограничения и обязательно предложим оптимальное решение для вашего бизнеса!

Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Благодаря внедрению специализированной системы нам удалось повысить прозрачность и достоверность данных, упростить ведение учёта и повысить качество управления финансами в целом. Мы довольны функциональными возможностями и качеством программы "БИТ.ФИНАНС Управленческий учёт" и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
Олег Владимирович Несмашный
генеральный директор ООО "Контейнекс-Монолит"
«Ключевой результат внедрения БИТ.Phone – увеличение мощности по обработке заказов клиентов в три раза! Сотрудники Первого БИТа продемонстрировали высокий уровень компетенции и профессионализма, а также готовность прислушиваться к нашим пожеланиям».
Валерий Парфенов
Генеральный директор компании «Живой офис»
«Руководство компании получило прозрачный инструмент контроля и оперативную информацию для принятия управленческих решений».
Ольга Филипенкова
директор департамента маркетинга и продаж «Розы Хутор»