Содержание
Когда требуется автоматизация бюджетного процесса?
Модели внедрения автоматизации системы бюджетирования
Существует два основных подхода к автоматизации системы бюджетирования. Какую бы модель внедрения вы ни выбрали, перед началом работ нужно произвести полный анализ актуальных бизнес-процессов бюджетирования и формирования управленческой отчетности. На основании результатов анализа формулируются общие требования и создается в документированном виде концепция системы бюджетирования.
Модели внедрения различаются расстановкой приоритетов, последовательностью этапов и распределением усилий. Рассмотрим преимущества и ограничения каждого из подходов.
- От программного продукта к методологии учета. Сначала выбирается инструмент для автоматизации, затем на основе его функциональных возможностей разрабатывается финансовая модель и методология. Часто этот подход выбирают небольшие или молодые компании с несложным управленческим учетом. В таком случае руководству нужно заблаговременно проверить, соответствует ли заложенная в основу программы методология потребностям компании. Также эта модель применяется в предприятиях, где был проведен серьезный и глубокий анализ бизнес-процессов с привлечением специалистов, которые на его основе способны подобрать подходящую систему. Если это опытные интеграторы, готовые реализовать весь проект внедрения, такая модель упрощает начало автоматизации бюджетирования, сокращает время на подготовку стартовых данных и разработку методологии учета.
- От методологической модели к программному продукту. Этот метод требует значительно большего объема усилий и времени на этапе анализа и проработки методологии бюджетирования и управленческого учета. Он наиболее часто применяется в крупных компаниях со структурным подходом к разработке финансовой модели, особенно если она нетипичная. Помимо формирования финансовой модели, необходимо разработать регламенты управленческого учета и бюджетирования. Только потом на их основе осуществляется выбор программного обеспечения, удовлетворяющего методологии, и разрабатывается техническое задание на автоматизацию. Преимущество этого метода – соответствие системы сложившейся практике учета в компании и ее внедрение по точному техзаданию, что при профессиональном подходе может уменьшить сроки реализации проекта внедрения. Однако трудозатраты и общая длительность внедрения системы автоматизации бюджетирования, как правило, существенно выше по сравнению с первым методом.
То, какой подход использовать, зависит от стратегии развития и ресурсов, находящихся в наличии у компании. Первый способ может казаться немного легкомысленным, а второй — чрезмерно серьезным. При детальном анализе вводных оказывается, что сложности решаемы: например, если в выбранной программе отсутствует некоторый необходимый функционал, можно прибегнуть к доработкам. А при втором подходе — сократить время на внедрение, параллельно выполняя подбор системы и детализацию техзадания.
Как выбрать систему автоматизации бюджетирования
При выборе системы автоматизации процесса бюджетирования рекомендуем ориентироваться на следующие критерии:
- Соответствие функционала системы бизнес-процессам и плану развития вашей компании.
- Удобство, лаконичность, современность интерфейса.
- Гибкие настройки функционала, прав доступа, элементов интерфейса.
- Совокупная стоимость владения системой.
- Производительность, способность обрабатывать большое количество операций одновременно.
- Возможности интеграции, переноса, обмена данными.
- Потенциал масштабирования.
- Безопасность хранения персональных данных.
- Формирование широкого спектра отчетности, адаптируемой под потребности компании.
- Возможность выбора надежного интегратора, который осуществит внедрение и техническое сопровождение.
Повторимся: выбор программного продукта нужно делать после того, как проанализированы и хотя бы в общем виде задокументированы бизнес-процессы компании. Если модель бизнес-процессов «as is» отличается от «to be», целесообразно зафиксировать оба варианта и выбирать программу, основываясь на той модели, к которой стремится компания.
Возможности автоматизации бюджетирования в 1С
Подсистема бюджетирования предусмотрена во многих программных продуктах, разработанных на платформе «1С:Предприятие». Функциональные возможности различаются в зависимости от конфигурации, ее масштаба и специализации.
Перечислим основные:
- моделирование перспективных финансовых состояний с учетом имеющихся ресурсов и возможностей по привлечению дополнительного капитала;
- детализации до филиалов и подразделений при планировании;
- индивидуальная настройка каждой модели с использованием подчиненных бюджетов любого уровня сложности;
- планирование оплат по планам продаж и закупок с учетом данных из сторонних источников;
- оперативный контроль расходования денежных средств в момент формирования заявки на их выплату;
- сравнение прогнозных и фактических данных финансового состояния с использованием различных сценариев;
- скользящее планирование с последовательным сдвигом периода планирования;
- анализ бизнес-модели только по плановым данным, по план-факту и со сравнением нескольких планов;
- формирование задач ответственным исполнителям согласно бюджетному регламенту и контроль над их исполнением.
Инструменты автоматизации бюджетирования в 1С подходят для любого предприятия благодаря гибкости и масштабируемости, удобному механизму настраиваемых бюджетных форм и финансовой отчетности.
Этапы работ по автоматизации бюджетирования
Про подготовительный этап, включающий обследование и анализ бизнес-процессов организации с дальнейшим выбором подходящей программы, мы уже рассказали.
Дальнейшие работы по автоматизации бюджетирования в организации можно подразделить на следующие этапы:
- Формирование финансовой структуры. Предприятие разделяют на центры финансовой ответственности (ЦФО), за каждым из которых закрепляются конкретные бюджеты и на них возлагаются определенные обязанности.
- Создание структуры бюджетов. Важно учесть все нюансы и аналитики, по которым в дальнейшем будет проводиться планирование, лимитирование и осуществляться анализ реализации планов.
- Формирование учетно-финансовой политики организации. Она включает в себя правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета. Нужно учесть ограничения бюджетов и предусмотреть все необходимые функции контроля и анализа.
- Разработка регламента. В нем нужно зафиксировать алгоритмы выполнения процессов планирования бюджетов, его контроля и корректировок, анализа причин отклонений от бюджетов.
- Составление операционного и финансового бюджетов на планируемый период. Работы включают в себя проведение сценарного анализа и корректировку системы бюджетирования по итогам анализа ее соответствия бизнес-потребностям.
- Установка и настройка системы автоматизации. При необходимости — выполнение доработок, настройка интеграции с другими системами и сервисами.
- Обучение сотрудников пользованию системой. Необходимо обеспечить сотрудников пользовательской документацией и видеогайдами. Вдобавок к этому в большинстве компаний проводится групповое или индивидуальное обучение ответственных работников.
- Внедрение системы бюджетирования в опытную эксплуатацию. Подразумевается полноценное использование системы пользователями, ее техническое сопровождение, обновление по мере потребности.
Специалисты из компании «Первый Бит» готовы взять на себя внедрение системы бюджетирования под ключ — от первичной консультации и аудита бизнес-процессов организации до ввода в эксплуатацию и комплексного сопровождения. У нас обширный опыт внедрения систем автоматизации бюджетирования, мы отлично знаем специфику, преимущества и ограничения каждого из программных продуктов. Мы подберем для вас и внедрим систему, которая поможет существенно сократить длительность бюджетного планирования, повысить прозрачность финансово-экономической деятельности, улучшить контроль управления ресурсами.
Выбор программы для автоматизации бюджетирования
Из линейки программ, разработанных на основе 1С, достаточный функционал по автоматизации бюджетирования присутствует в следующих конфигурациях, локализованных для Республики Узбекистан:
-
«Бит.Финанс»;
Расскажем о функциональных возможностях и особенностях этого класса систем на примере двух решений — «1С:ERP» и «Бит.Финанс».
Бюджетирование в 1С:ERP
Бюджетирование в Бит.Финанс
Вывод
Автоматизация финансовых процессов позволит вам консолидировать все бюджеты компании в одном месте и эффективно управлять ими. Это обеспечивает постоянный контроль, не требующий ручной проверки, и своевременность принятия корректирующих мер в случае отклонений от запланированных показателей. Централизованная работа дает возможность наблюдать полную и прозрачную картину движения финансовых потоков, оптимизировать расходы и увеличить прибыль.
Для того, чтобы оценить результативность внедрения системы автоматизации бюджетирования, мы предлагаем нашим клиентам сформировать модель бюджета в новой программе на основании данных, ранее используемых для ручного создания бюджетов. Это помогает наглядно увидеть, насколько удобнее, быстрее и точнее получается собрать финансовую модель и работать с ней с помощью специализированного программного обеспечения.