Каждой развивающейся компании, стремящейся повысить результативность бизнеса, следует обратить внимание на технологию роботизации бизнес-процессов, как на ключевой компонент технологической инфраструктуры.
Внедрение RPA (Robotic process automation) позволяет компании не только заполнить пробелы в сфере найма, но и даёт большие преимущества для роста бизнеса и повышения квалификации работников.
При этом организации, отказывающиеся от роботизации процессов, неизбежно столкнуться со сложностями управления постоянно растущим объёмом данных. Это может стать причиной затраты больших временных ресурсов, что может привести к отставанию компании на рынке.
Несмотря на очевидные преимущества, всё больше опасений возникает по поводу возможности замены людей на искусственный интеллект (ИИ). Стоит помнить, что роботизация не призвана заменить сотрудников, а лишь облегчить и ускорить выполнение рутинных задач.
Приведём пример удачного внедрения RPA-системы. Один из филиалов международного фармацевтического холдинга обратился в Первый Бит, поскольку сотрудники очень много времени тратили на обработку претензий клиентов, их проверку и сортировку.
С помощью RPA стало возможно автоматизировать процесс: робот сам проводил проверку в базе данных, CRM-системе и закрывал заявки. В результате нововведений, участие людей стало необходимо только при обработке исключительных случаев, что позволило сократить время на рассмотрение заявок в 15 раз, а также переключить часть сотрудников на выполнение более сложных операций.
Потребность в цифровых работниках в ближайшие годы
В России наблюдается тенденция к уменьшению количества квалифицированной рабочей силы на рынке труда.
Согласно статистике, происходит снижение численности экономически активного населения. В это понятие входят как работающие граждане, так и безработные.
Как следует из аналитической записки Счётной палаты, численность занятых в экономике в январе—июне 2019 года составила 71,5 млн человек, что на 700 тыс. меньше, чем годом ранее. Уровень безработицы в 2019 году составил 4,5%.
При этом люди с высокой квалификацией не заинтересованы в устройстве на работу в компаниях с устаревшим подходом к автоматизации и роботизации процессов, так как при работе в таких организациях, очень много времени уходит на выполнение рутинных операций, не требующих специальных навыков и знаний.
Спрос на RPA в РФ растёт, и в течении следующих нескольких лет важно, чтобы сотрудники осваивали технологию и сотрудничество с роботами.
По мнению исследователей, в Российской Федерации наблюдается снижение количества населения в границах трудоспособного возраста. «С 2006 года оно снизилось на 9% и сейчас составляет 82 миллиона человек». Указанные данные подтверждают тот факт, что рынок труда в скором времени столкнётся с дефицитом квалифицированной рабочей силы, к чему большинство организаций будет не готово.
Руководители организаций и их сотрудники учатся работать вместе с внедрёнными роботами, что создаёт стратегические преимущества и эффективную команду для увеличения производительности компании.
Одним из главных преимуществ роботов является их быстрая обучаемость и возможность оперативной смены сферы деятельности.
Например, один и тот же робот, может в начале рабочего дня подбирать резюме для HR, в обед заниматься поиском и классификацией контрактов для юридического отдела, а вечером помогать в колл-центре, выступая в роли чат-бота. И при этом, у него всё ещё остается время, чтобы ночью консолидировать отчётность по выполненным людьми задачам.
Интеграция рабочей силы с цифровыми работниками
Прежде чем внедрять в компанию программы по оптимизации, перед руководителями стоит важная задача — объяснить своим сотрудникам преимущества роботизации процессов. Необходимо помочь имеющимся работникам стать частью преобразований, чтобы они участвовали в обучении своих коллег-роботов.
Роботизировать в первую очередь нужно те процессы, которые помогут освободить сотрудников для работы над более важными и творческими задачами. Правильно организовав совместную работу робота и человека, компании удастся создать наиболее эффективную команду сотрудников, приносящую видимые результаты.
Стоит начать с роботизации самых простых механических процессов, которые отнимают много времени. Монотонные сверки, классификация документов, сбор шаблонных предложений — всё это можно поручить роботу, а людей привлечь на другие задачи.
Именно в этом и заключается основная особенность и цель роботизации процессов.
При этом, для развития RPA-направления, необходимо определится с единой методологией оценки процессов, продумать алгоритм работы роботы с задачами и грамотно распределить ответственность между людьми в случае, если робот выдаст ошибку.
Инструменты RPA должны быть управляемы. Большинство решений устанавливаются локально, поэтому компании нужны не только её собственные серверы, но и установка инструмента RPA, внесение исправлений и так далее. Для корректной и безошибочной работы робота очень важно понимать его систему и потребности.
В ближайшее время, мы увидим, что каждая организация начнёт использовать RPA, поскольку роботы умеют обрабатывать информацию, выполнять процессы и имитировать работу людей — быстрее и с меньшим количеством ошибок. RPA будут интегрированы в существующие команды и освободят время для сотрудников, чтобы они могли сосредоточиться на более важных задачах и больше взаимодействовать со своими клиентами.
Интеллектуальная автоматизация и подключение RPA-систем позволят открыть новые горизонты для преобразования бизнеса и станут основой для успешного развития в дальнейшем.