17 мая 2024

Бухгалтерский баланс в Узбекистане

В 2020-х годах руководство Республики Узбекистан взяло курс на активную автоматизацию и цифровизацию хозяйственных операций во многих сферах деятельности. Исключением не стало и ведение бухучета. Привнесены такие нововведения, как формирование отчетности по МСФО, отсутствие необходимости предоставления бумажных форм, отмена ряда отчетов и проч. Расскажем про новейшие изменения законодательства и о том, как организовать учет, чтобы гарантированно сдавать обязательную отчетность в актуальном формате и в заданные сроки.


Особенности Законодательства в Узбекистане

Правила ведения бухучета в Узбекистане определяются Законом «О бухгалтерском учете», Положением «О документах и документообороте в бухгалтерском учете», а также Бюджетным, Гражданским, Налоговым и Уголовным кодексами. Система национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ) состоит из 22-х документов. Для отдельных отраслей экономики, например, для банков и страховых компаний, действуют специализированные стандарты.

В последние годы намечен и производится переход на ведение отчетности в соответствии с международными стандартами. Согласно Положению № ПП-4611 «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности», с 2021-го года акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам, организуют ведение бухучета и составляют финансовую отчетность на основе МСФО. В республике действует 62 стандарта МСФО, переведенных на узбекский язык, и тексты пояснений к ним. Стандарты содержат свод правил по формированию учета и отчетности разных сфер хозяйствующих субъектов.

Ведение бухучета и соблюдение законодательства – ответственность руководителя организации. Главный бухгалтер несет персональную ответственность за формирование учетной политики, ведение бухучета, составление и своевременную подачу в контролирующие органы полной и достоверной документации. Вместе с тем определена должность руководителя службы бухучета – им не обязательно является главный бухгалтер, а может быть другой сотрудник, осуществляющий бухучет и финуправление, при условии наличия высшего образования и релевантного стажа работы.

В 2016 года вышла новая редакция Закона «О бухгалтерском учете», где указано, что все работники обязаны осуществлять нормированное документальное оформление операций для представления в бухгалтерию. При возникновении разногласий по хозоперациям между руководителем и главным бухгалтером, документы по ним принимаются под единоличную ответственность руководителя.

Бухучет осуществляется методом двойной записи, когда каждое действие с деньгами записывается в равной сумме и по кредиту, и по дебету, с указанием обоснования, счетов поступления и списания, результата операции.

Как регулируется Бухгалтерский учет в Узбекистане?

Основаниями для регулирования бухучета на предприятиях являются Закон «О бухгалтерском учете», Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции», «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов» и другие стандарты.

В бухучете Узбекистана для каждой хозяйственной операции необходимо оформить большое количество проводок и подтверждающей документации. В нормативно-правовых актах перечислены утвержденные и обязательные к применению первичные документы: в них нельзя вносить изменения или сокращать реквизиты. Одновременно с этим компания имеет право использовать формы и регистры для бюджетных организаций, а также типовые первичные документы, действовавшие до 1991-го года. В них можно вносить изменения или разрабатывать на их основе собственные первичные документы за приказом руководителя компании.

План счетов бухучета в своем составе имеет активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Компании формируют на основе НСБУ 21 рабочий план счетов и добавляют его в учетную политику. Синтетические счета недоступны для изменений, а субсчета организация может вводить, группировать, исключать и менять по собственному усмотрению.

Национальные стандарты устроены таким образом, что в большей степени предоставляют данные для налоговой отчетности, что способствует упрощению порядка учета отложенных налогов. Это мотивирует организации в учетной политике перечислять методы учета, позволяющие максимально сблизить данные бухгалтерского учета и декларации по налогу на прибыль. Такой расклад удобен для налоговых органов, однако не дает инвесторам, собственникам и международным финансовым институтам реального представления о финансовом положении компании.



Что включает в себя бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс представляет собой комплексный отчет, который сдают министерства, ведомства и предприятия в сроки до 15 февраля – 25 марта следующего года в зависимости от формы собственности. В бухгалтерский баланс входят все данные о деятельности субъекта за отчетный период. Он делится на две равные по суммам части: актив и пассив. Они имеют различный экономический смысл, но их итоги в суммарном выражении совпадают.

В актив бухгалтерского баланса включен весь комплекс имущества предприятия. Помимо материальных ценностей это нематериальные права, авансы, выплаченные поставщикам, бюджетным органам, сотрудникам и т.д. Пассив отражает источники финансирования имущества – собственную прибыль предприятия и кредиторскую задолженность. Активы и пассивы представлены в разрезе отдельных статей. Активы подразделяются на оборотные и внеоборотные, пассивы – на капитал, краткосрочные и долгосрочные обязательства.

Первичные учетные документы

Первичные документы являются основой для составления бухгалтерской отчетности и подразделяются на оправдательные и распорядительные. Первые подтверждают фактическое осуществление финансово-хозяйственных операций, вторые разрешают осуществление хозопераций, фиксируя распоряжение или приказ на их проведение. Без первичного документа бухгалтер не имеет права отражать хозоперацию в учете, и наоборот – оформлять первичную документацию для еще не осуществленной операции запрещено.

Существует пять групп учета первичных документов:

  • труда и зарплаты;
  • товарно-материальных ценностей;
  • основных средств;
  • нематериальных активов;
  • денежных операций.

Формы документов разрабатываются с учетом специфики деятельности предприятия и закрепляются в приложении к приказу об утверждении учетной политики. Формирование первичных документов является частью процесса автоматизации бухучета, что позволяет гарантированно соблюдать требования и стандарты для обеспечения правильности учета и его соответствия текущему законодательству.

Организация бухгалтерского учета и отчетности

Отчетным периодом является календарный год с 1 января. Финансовая отчетность составляется на основе данных бухучета и включает:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о финансовых результатах (форма № 2);
  • отчет о денежных потоках (форма № 4);
  • отчет о собственном капитале (форма № 5);
  • примечания, расчеты и пояснения.

Субъекты малого и частного предпринимательства составляют и предоставляют финансовую отчетность один раз в год по упрощенной форме, бюджетные организации – в соответствии с бюджетным законодательством.

Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством Финансов РУз. Финансовая отчетность предоставляется:

  • налоговым органам;
  • органам государственной статистики;
  • другим органам в соответствии с законодательством;
  • собственникам компаний.

Финансовая отчетность предоставляется ежеквартально с нарастающим итогом с начала отчетного года. К годовой отчетности прилагается пояснительная записка с перечнем основных факторов, повлиявших на итоговые результаты деятельности предприятия. Если баланс на начало года был изменен, то в пояснительной записке освещаются причины изменений.



Новый порядок по предоставлению отчетности и хранению документов

Согласно Постановлению Президента «О мерах по оптимизации процедур представления отчетов и хранения архивных документов», с 2023-го года в бухучете введен ряд новых правил для юридических лиц:

  1. Возможность дистанционного открытия банковских счетов учредителями компаний, являющимися гражданами Узбекистана.
  2. Возможность оформления договоров по обеспечению электроэнергией, газом, горячей водой, питьевым водоснабжением, услугами канализации, телекоммуникации и т.п. в электронной форме.
  3. Отмена необходимости хранить и передавать в архивы документы о доходах и налогах физических лиц, а также отчетов, предоставленных в электронном виде.
  4. Отмена ежеквартального предоставления финансовых отчетов в налоговые и статистические органы.
  5. Отмена ежегодного предоставления налоговых отчетов предприятиями, уплачивающими налог с оборота по фиксированной налоговой ставке.
  6. Отмена ряда статистических отчетов.
  7. Отмена требования о включении негосударственных архивов в реестр архивов.
  8. Отмена для негосударственных архивов, оказывающих услуги по электронному архивированию, необходимости получения лицензии, с заменой ее на уведомление.

Все эти нововведения обусловлены активной модернизацией и автоматизацией ведения учета в РУз. Когда налажена система подачи и хранения документов в электронном виде, нет необходимости тратить время, место и финансы на организацию содержания их бумажных копий.

Кто сдает финансовую отчетность в Узбекистане

Субъекты, сдающие финансовую отчетность, можно разделить на следующие группы:

  1. Министерства, ведомства и другие органы управления госимуществом.
  2. Бюджетные организации со статусом юрлица.
  3. Предприятия с иностранными инвестициями и представительства иностранных фирм
  4. Хозсубъекты, за исключением указанных в пунктах 1–3 и плательщиков фиксированного налога.
  5. Малые предприятия и микрофирмы, за исключением плательщиков фиксированного налога.
  6. Предприятия, перешедшие на МСФО.

Плательщики налога с оборота в фиксированной сумме законодательно освобождены от сдачи финотчетности.



Когда сдавать финансовую отчетность в Узбекистане по форме 1 и 2

Сроки сдачи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах зависят от организационно-правовой формы предприятия и формы собственности. Для большинства хозяйствующих субъектов это 15 февраля года, следующего за отчетным. Исключение составляют:

  • Органы управления госимуществом – до 15 марта.
  • Бюджетные организации – до 15 марта.
  • Компании с иностранными инвестициями и представительства зарубежных фирм – до 25 марта.
  • Предприятия, перешедшие на МСФО – до 1 марта.

Малый бизнес сдает только годовую отчетность по формам №№1 и 2. Другие предприятия представляют также квартальные отчеты до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Ответственность за несоблюдение законодательства по бухгалтерскому учету

В части предоставления финансовой отчетности в КАО предусмотрены следующие формы ответственности для юрлиц:

  • Непредставление налоговой отчетности в срок – штраф 10 БРВ.
  • Предоставление некорректной отчетности – штраф 3 БРВ.
  • Неисполнение руководителем предприятия и (или) службы бухгалтерского учета обязанностей, в том числе необеспечение правильности и достоверности данных бухучета и финансовой отчетности – штраф 3-7 БРВ при первичном нарушении, 7-10 БРВ при повторном.

Также непредоставление финансовой или налоговой отчетности в течение 10-ти дней после установленного срока влечет приостановку операций фирмы по банковским счетам.

Ответственность за несоблюдение законодательства по бухгалтерскому учету

«1С:Бухгалтерия 8 для Узбекистана» – комплексная система автоматизации бухгалтерского учета, адаптированная под законодательство и потребности бизнеса Республики Узбекистан. Решение обеспечивает цифровизацию всех операций по ведению учета, подготовке и сдачи обязательной отчетности. Это позволяет многократно экономить время на оформление документов и операций, проведение расчетов и другие рутинные процедуры.

План счетов реализован в соответствии с НСБУ и МСФО. Состав счетов, организация аналитического, валютного, количественного учета на счетах соответствуют требованиям законодательства РУз. В программе реализованы схемы учета, применяемые в большинстве организаций Узбекистана, и предусмотрена гибкая настройка под индивидуальные особенности бизнеса и принципы учета. Решение может применяться на предприятиях любого масштаба и в многопрофильных холдингах.

Перечислим основные функциональные возможности продукта «1С:Бухгалтерия 8 для Узбекистана»:

  1. Учет первичной документации, в том числе непосредственный ввод отдельных проводок.
  2. Ведение бухгалтерского и налогового учета нескольких организаций в единой или отдельных информационных базах.
  3. Поддержка общей и специальных систем налогообложения.
  4. Учет товаров, материалов и готовой продукции по средней себестоимости и по ФИФО.
  5. Ведение количественного или количественно-суммового учета.
  6. Сверка результатов инвентаризации с данными учета.
  7. Учет операций поступления и реализации товаров и услуг с использованием нескольких типов цен.
  8. Учет комиссионной торговли.
  9. Учет агентских услуг со стороны агента и принципала.
  10. Учет возвратной многооборотной тары.
  11. Учет движения наличных и безналичных денежных средств, валютных операций.
  12. Учет взаимоотношений с контрагентами.
  13. Учет основных средств, нематериальных активов и НИОКР.
  14. Расчет основного и вспомогательного производства.
  15. Складской учет полуфабрикатов.
  16. Учет косвенных расходов.
  17. Раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.
  18. Расчеты с сотрудниками и кадровый учет.
  19. Налоговый учет по налогу на прибыль.
  20. Отражение регламентных операций, выполняемых по окончании месяца.
  21. Формирование аналитических отчетов в различных разрезах.
  22. Использование шаблонных форм.

Решение выпускается в двух версиях: однопользовательская «1С:Бухгалтерия 8 для Узбекистана. Электронная поставка» стоимостью 3 611 000 сум и комплект на пять пользователей стоимостью 8 425 000 сум. Для приобретения или получения консультации по вопросам внедрения обращайтесь в компанию «Первый Бит», являющуюся сертифицированным партнером 1С в Республике Узбекистан. Наши специалисты произведут внедрение в короткие сроки, с наилучшим качеством и вниманием к процессам вашей компании.

Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Проект был полезен и важен для управления заказами и продажами, а также контроля запасов. Кроме того, мы можем анализировать продажи по всей России».
Albert Liu
заместитель генерального директора компании TP-LINK
«Экспертами компании Первый БИТ настроен автоматический обмен данными с системой "1С:Зарплата и управление персоналом 8 ПРОФ", в которой ведется полнофункциональный учет персонала всей Корпорации – управленческий и регламентированный».
ООО "ТехноНИКОЛЬ"
Строительные системы
«Благодаря правильным отчётам можно видеть реальную картину движения денежных средств на предприятиях группы, что позволяет оптимизировать финансовые потоки. Наши ожидания полностью сбылись, выражаем огромную благодарность проектной команде компании Первый БИТ и надеемся на дальнейшее сотрудничество».
О. Карпов
руководитель отдела бюджетирования ОАО "Оборонстрой"