17 мая 2024

Бухгалтерский баланс в Узбекистане

В 2020-х годах руководство Республики Узбекистан взяло курс на активную автоматизацию и цифровизацию хозяйственных операций во многих сферах деятельности. Исключением не стало и ведение бухучета. Привнесены такие нововведения, как формирование отчетности по МСФО, отсутствие необходимости предоставления бумажных форм, отмена ряда отчетов и проч. Расскажем про новейшие изменения законодательства и о том, как организовать учет, чтобы гарантированно сдавать обязательную отчетность в актуальном формате и в заданные сроки.


Особенности Законодательства в Узбекистане

Правила ведения бухучета в Узбекистане определяются Законом «О бухгалтерском учете», Положением «О документах и документообороте в бухгалтерском учете», а также Бюджетным, Гражданским, Налоговым и Уголовным кодексами. Система национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ) состоит из 22-х документов. Для отдельных отраслей экономики, например, для банков и страховых компаний, действуют специализированные стандарты.

В последние годы намечен и производится переход на ведение отчетности в соответствии с международными стандартами. Согласно Положению № ПП-4611 «О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности», с 2021-го года акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам, организуют ведение бухучета и составляют финансовую отчетность на основе МСФО. В республике действует 62 стандарта МСФО, переведенных на узбекский язык, и тексты пояснений к ним. Стандарты содержат свод правил по формированию учета и отчетности разных сфер хозяйствующих субъектов.

Ведение бухучета и соблюдение законодательства – ответственность руководителя организации. Главный бухгалтер несет персональную ответственность за формирование учетной политики, ведение бухучета, составление и своевременную подачу в контролирующие органы полной и достоверной документации. Вместе с тем определена должность руководителя службы бухучета – им не обязательно является главный бухгалтер, а может быть другой сотрудник, осуществляющий бухучет и финуправление, при условии наличия высшего образования и релевантного стажа работы.

В 2016 года вышла новая редакция Закона «О бухгалтерском учете», где указано, что все работники обязаны осуществлять нормированное документальное оформление операций для представления в бухгалтерию. При возникновении разногласий по хозоперациям между руководителем и главным бухгалтером, документы по ним принимаются под единоличную ответственность руководителя.

Бухучет осуществляется методом двойной записи, когда каждое действие с деньгами записывается в равной сумме и по кредиту, и по дебету, с указанием обоснования, счетов поступления и списания, результата операции.

Как регулируется Бухгалтерский учет в Узбекистане?

Основаниями для регулирования бухучета на предприятиях являются Закон «О бухгалтерском учете», Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции», «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов» и другие стандарты.

В бухучете Узбекистана для каждой хозяйственной операции необходимо оформить большое количество проводок и подтверждающей документации. В нормативно-правовых актах перечислены утвержденные и обязательные к применению первичные документы: в них нельзя вносить изменения или сокращать реквизиты. Одновременно с этим компания имеет право использовать формы и регистры для бюджетных организаций, а также типовые первичные документы, действовавшие до 1991-го года. В них можно вносить изменения или разрабатывать на их основе собственные первичные документы за приказом руководителя компании.

План счетов бухучета в своем составе имеет активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Компании формируют на основе НСБУ 21 рабочий план счетов и добавляют его в учетную политику. Синтетические счета недоступны для изменений, а субсчета организация может вводить, группировать, исключать и менять по собственному усмотрению.

Национальные стандарты устроены таким образом, что в большей степени предоставляют данные для налоговой отчетности, что способствует упрощению порядка учета отложенных налогов. Это мотивирует организации в учетной политике перечислять методы учета, позволяющие максимально сблизить данные бухгалтерского учета и декларации по налогу на прибыль. Такой расклад удобен для налоговых органов, однако не дает инвесторам, собственникам и международным финансовым институтам реального представления о финансовом положении компании.



Что включает в себя бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс представляет собой комплексный отчет, который сдают министерства, ведомства и предприятия в сроки до 15 февраля – 25 марта следующего года в зависимости от формы собственности. В бухгалтерский баланс входят все данные о деятельности субъекта за отчетный период. Он делится на две равные по суммам части: актив и пассив. Они имеют различный экономический смысл, но их итоги в суммарном выражении совпадают.

В актив бухгалтерского баланса включен весь комплекс имущества предприятия. Помимо материальных ценностей это нематериальные права, авансы, выплаченные поставщикам, бюджетным органам, сотрудникам и т.д. Пассив отражает источники финансирования имущества – собственную прибыль предприятия и кредиторскую задолженность. Активы и пассивы представлены в разрезе отдельных статей. Активы подразделяются на оборотные и внеоборотные, пассивы – на капитал, краткосрочные и долгосрочные обязательства.

Первичные учетные документы

Первичные документы являются основой для составления бухгалтерской отчетности и подразделяются на оправдательные и распорядительные. Первые подтверждают фактическое осуществление финансово-хозяйственных операций, вторые разрешают осуществление хозопераций, фиксируя распоряжение или приказ на их проведение. Без первичного документа бухгалтер не имеет права отражать хозоперацию в учете, и наоборот – оформлять первичную документацию для еще не осуществленной операции запрещено.

Существует пять групп учета первичных документов:

  • труда и зарплаты;
  • товарно-материальных ценностей;
  • основных средств;
  • нематериальных активов;
  • денежных операций.

Формы документов разрабатываются с учетом специфики деятельности предприятия и закрепляются в приложении к приказу об утверждении учетной политики. Формирование первичных документов является частью процесса автоматизации бухучета, что позволяет гарантированно соблюдать требования и стандарты для обеспечения правильности учета и его соответствия текущему законодательству.

Организация бухгалтерского учета и отчетности

Отчетным периодом является календарный год с 1 января. Финансовая отчетность составляется на основе данных бухучета и включает:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о финансовых результатах (форма № 2);
  • отчет о денежных потоках (форма № 4);
  • отчет о собственном капитале (форма № 5);
  • примечания, расчеты и пояснения.

Субъекты малого и частного предпринимательства составляют и предоставляют финансовую отчетность один раз в год по упрощенной форме, бюджетные организации – в соответствии с бюджетным законодательством.

Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством Финансов РУз. Финансовая отчетность предоставляется:

  • налоговым органам;
  • органам государственной статистики;
  • другим органам в соответствии с законодательством;
  • собственникам компаний.

Финансовая отчетность предоставляется ежеквартально с нарастающим итогом с начала отчетного года. К годовой отчетности прилагается пояснительная записка с перечнем основных факторов, повлиявших на итоговые результаты деятельности предприятия. Если баланс на начало года был изменен, то в пояснительной записке освещаются причины изменений.



Новый порядок по предоставлению отчетности и хранению документов

Согласно Постановлению Президента «О мерах по оптимизации процедур представления отчетов и хранения архивных документов», с 2023-го года в бухучете введен ряд новых правил для юридических лиц:

  1. Возможность дистанционного открытия банковских счетов учредителями компаний, являющимися гражданами Узбекистана.
  2. Возможность оформления договоров по обеспечению электроэнергией, газом, горячей водой, питьевым водоснабжением, услугами канализации, телекоммуникации и т.п. в электронной форме.
  3. Отмена необходимости хранить и передавать в архивы документы о доходах и налогах физических лиц, а также отчетов, предоставленных в электронном виде.
  4. Отмена ежеквартального предоставления финансовых отчетов в налоговые и статистические органы.
  5. Отмена ежегодного предоставления налоговых отчетов предприятиями, уплачивающими налог с оборота по фиксированной налоговой ставке.
  6. Отмена ряда статистических отчетов.
  7. Отмена требования о включении негосударственных архивов в реестр архивов.
  8. Отмена для негосударственных архивов, оказывающих услуги по электронному архивированию, необходимости получения лицензии, с заменой ее на уведомление.

Все эти нововведения обусловлены активной модернизацией и автоматизацией ведения учета в РУз. Когда налажена система подачи и хранения документов в электронном виде, нет необходимости тратить время, место и финансы на организацию содержания их бумажных копий.

Кто сдает финансовую отчетность в Узбекистане

Субъекты, сдающие финансовую отчетность, можно разделить на следующие группы:

  1. Министерства, ведомства и другие органы управления госимуществом.
  2. Бюджетные организации со статусом юрлица.
  3. Предприятия с иностранными инвестициями и представительства иностранных фирм
  4. Хозсубъекты, за исключением указанных в пунктах 1–3 и плательщиков фиксированного налога.
  5. Малые предприятия и микрофирмы, за исключением плательщиков фиксированного налога.
  6. Предприятия, перешедшие на МСФО.

Плательщики налога с оборота в фиксированной сумме законодательно освобождены от сдачи финотчетности.



Когда сдавать финансовую отчетность в Узбекистане по форме 1 и 2

Сроки сдачи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах зависят от организационно-правовой формы предприятия и формы собственности. Для большинства хозяйствующих субъектов это 15 февраля года, следующего за отчетным. Исключение составляют:

  • Органы управления госимуществом – до 15 марта.
  • Бюджетные организации – до 15 марта.
  • Компании с иностранными инвестициями и представительства зарубежных фирм – до 25 марта.
  • Предприятия, перешедшие на МСФО – до 1 марта.

Малый бизнес сдает только годовую отчетность по формам №№1 и 2. Другие предприятия представляют также квартальные отчеты до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Ответственность за несоблюдение законодательства по бухгалтерскому учету

В части предоставления финансовой отчетности в КАО предусмотрены следующие формы ответственности для юрлиц:

  • Непредставление налоговой отчетности в срок – штраф 10 БРВ.
  • Предоставление некорректной отчетности – штраф 3 БРВ.
  • Неисполнение руководителем предприятия и (или) службы бухгалтерского учета обязанностей, в том числе необеспечение правильности и достоверности данных бухучета и финансовой отчетности – штраф 3-7 БРВ при первичном нарушении, 7-10 БРВ при повторном.

Также непредоставление финансовой или налоговой отчетности в течение 10-ти дней после установленного срока влечет приостановку операций фирмы по банковским счетам.

Ответственность за несоблюдение законодательства по бухгалтерскому учету

«1С:Бухгалтерия 8 для Узбекистана» – комплексная система автоматизации бухгалтерского учета, адаптированная под законодательство и потребности бизнеса Республики Узбекистан. Решение обеспечивает цифровизацию всех операций по ведению учета, подготовке и сдачи обязательной отчетности. Это позволяет многократно экономить время на оформление документов и операций, проведение расчетов и другие рутинные процедуры.

План счетов реализован в соответствии с НСБУ и МСФО. Состав счетов, организация аналитического, валютного, количественного учета на счетах соответствуют требованиям законодательства РУз. В программе реализованы схемы учета, применяемые в большинстве организаций Узбекистана, и предусмотрена гибкая настройка под индивидуальные особенности бизнеса и принципы учета. Решение может применяться на предприятиях любого масштаба и в многопрофильных холдингах.

Перечислим основные функциональные возможности продукта «1С:Бухгалтерия 8 для Узбекистана»:

  1. Учет первичной документации, в том числе непосредственный ввод отдельных проводок.
  2. Ведение бухгалтерского и налогового учета нескольких организаций в единой или отдельных информационных базах.
  3. Поддержка общей и специальных систем налогообложения.
  4. Учет товаров, материалов и готовой продукции по средней себестоимости и по ФИФО.
  5. Ведение количественного или количественно-суммового учета.
  6. Сверка результатов инвентаризации с данными учета.
  7. Учет операций поступления и реализации товаров и услуг с использованием нескольких типов цен.
  8. Учет комиссионной торговли.
  9. Учет агентских услуг со стороны агента и принципала.
  10. Учет возвратной многооборотной тары.
  11. Учет движения наличных и безналичных денежных средств, валютных операций.
  12. Учет взаимоотношений с контрагентами.
  13. Учет основных средств, нематериальных активов и НИОКР.
  14. Расчет основного и вспомогательного производства.
  15. Складской учет полуфабрикатов.
  16. Учет косвенных расходов.
  17. Раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.
  18. Расчеты с сотрудниками и кадровый учет.
  19. Налоговый учет по налогу на прибыль.
  20. Отражение регламентных операций, выполняемых по окончании месяца.
  21. Формирование аналитических отчетов в различных разрезах.
  22. Использование шаблонных форм.

Решение выпускается в двух версиях: однопользовательская «1С:Бухгалтерия 8 для Узбекистана. Электронная поставка» стоимостью 3 611 000 сум и комплект на пять пользователей стоимостью 8 425 000 сум. Для приобретения или получения консультации по вопросам внедрения обращайтесь в компанию «Первый Бит», являющуюся сертифицированным партнером 1С в Республике Узбекистан. Наши специалисты произведут внедрение в короткие сроки, с наилучшим качеством и вниманием к процессам вашей компании.

Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Компания Первый БИТ проявился себя как компетентный разработчик программных решений и надёжный партнёр по автоматизации финансовых процессов и управленческого учёта. Мы довольны функционалом и качеством программы "БИТ.ФИНАНС. Управленческий учёт" и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
Ю.А. Гущина
финансовый директор
«Внедрение позволило интегрировать и систематизировать информацию финансовой бухгалтерии, коммерческого департамента (материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, складской учет) и производственных подразделений».
Александр Павлов
технический советник по автоматизации завода ALSCON компании РУСАЛ
«Благодаря внедрению специализированной системы нам удалось повысить прозрачность и достоверность данных, упростить ведение учёта и повысить качество управления финансами в целом. Мы довольны функциональными возможностями и качеством программы "БИТ.ФИНАНС Управленческий учёт" и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
Олег Владимирович Несмашный
генеральный директор ООО "Контейнекс-Монолит"