Содержание
Особенности Законодательства в Узбекистане
Как регулируется Бухгалтерский учет в Узбекистане?
Основаниями для регулирования бухучета на предприятиях являются Закон «О бухгалтерском учете», Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции», «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов» и другие стандарты.
В бухучете Узбекистана для каждой хозяйственной операции необходимо оформить большое количество проводок и подтверждающей документации. В нормативно-правовых актах перечислены утвержденные и обязательные к применению первичные документы: в них нельзя вносить изменения или сокращать реквизиты. Одновременно с этим компания имеет право использовать формы и регистры для бюджетных организаций, а также типовые первичные документы, действовавшие до 1991-го года. В них можно вносить изменения или разрабатывать на их основе собственные первичные документы за приказом руководителя компании.
План счетов бухучета в своем составе имеет активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Компании формируют на основе НСБУ 21 рабочий план счетов и добавляют его в учетную политику. Синтетические счета недоступны для изменений, а субсчета организация может вводить, группировать, исключать и менять по собственному усмотрению.
Национальные стандарты устроены таким образом, что в большей степени предоставляют данные для налоговой отчетности, что способствует упрощению порядка учета отложенных налогов. Это мотивирует организации в учетной политике перечислять методы учета, позволяющие максимально сблизить данные бухгалтерского учета и декларации по налогу на прибыль. Такой расклад удобен для налоговых органов, однако не дает инвесторам, собственникам и международным финансовым институтам реального представления о финансовом положении компании.
Что включает в себя бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс представляет собой комплексный отчет, который сдают министерства, ведомства и предприятия в сроки до 15 февраля – 25 марта следующего года в зависимости от формы собственности. В бухгалтерский баланс входят все данные о деятельности субъекта за отчетный период. Он делится на две равные по суммам части: актив и пассив. Они имеют различный экономический смысл, но их итоги в суммарном выражении совпадают.
В актив бухгалтерского баланса включен весь комплекс имущества предприятия. Помимо материальных ценностей это нематериальные права, авансы, выплаченные поставщикам, бюджетным органам, сотрудникам и т.д. Пассив отражает источники финансирования имущества – собственную прибыль предприятия и кредиторскую задолженность. Активы и пассивы представлены в разрезе отдельных статей. Активы подразделяются на оборотные и внеоборотные, пассивы – на капитал, краткосрочные и долгосрочные обязательства.
Первичные учетные документы
Первичные документы являются основой для составления бухгалтерской отчетности и подразделяются на оправдательные и распорядительные. Первые подтверждают фактическое осуществление финансово-хозяйственных операций, вторые разрешают осуществление хозопераций, фиксируя распоряжение или приказ на их проведение. Без первичного документа бухгалтер не имеет права отражать хозоперацию в учете, и наоборот – оформлять первичную документацию для еще не осуществленной операции запрещено.
Существует пять групп учета первичных документов:
- труда и зарплаты;
- товарно-материальных ценностей;
- основных средств;
- нематериальных активов;
- денежных операций.
Формы документов разрабатываются с учетом специфики деятельности предприятия и закрепляются в приложении к приказу об утверждении учетной политики. Формирование первичных документов является частью процесса автоматизации бухучета, что позволяет гарантированно соблюдать требования и стандарты для обеспечения правильности учета и его соответствия текущему законодательству.
Организация бухгалтерского учета и отчетности
Отчетным периодом является календарный год с 1 января. Финансовая отчетность составляется на основе данных бухучета и включает:
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о финансовых результатах (форма № 2);
- отчет о денежных потоках (форма № 4);
- отчет о собственном капитале (форма № 5);
- примечания, расчеты и пояснения.
Субъекты малого и частного предпринимательства составляют и предоставляют финансовую отчетность один раз в год по упрощенной форме, бюджетные организации – в соответствии с бюджетным законодательством.
Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством Финансов РУз. Финансовая отчетность предоставляется:
- налоговым органам;
- органам государственной статистики;
- другим органам в соответствии с законодательством;
- собственникам компаний.
Финансовая отчетность предоставляется ежеквартально с нарастающим итогом с начала отчетного года. К годовой отчетности прилагается пояснительная записка с перечнем основных факторов, повлиявших на итоговые результаты деятельности предприятия. Если баланс на начало года был изменен, то в пояснительной записке освещаются причины изменений.
Новый порядок по предоставлению отчетности и хранению документов
Согласно Постановлению Президента «О мерах по оптимизации процедур представления отчетов и хранения архивных документов», с 2023-го года в бухучете введен ряд новых правил для юридических лиц:
- Возможность дистанционного открытия банковских счетов учредителями компаний, являющимися гражданами Узбекистана.
- Возможность оформления договоров по обеспечению электроэнергией, газом, горячей водой, питьевым водоснабжением, услугами канализации, телекоммуникации и т.п. в электронной форме.
- Отмена необходимости хранить и передавать в архивы документы о доходах и налогах физических лиц, а также отчетов, предоставленных в электронном виде.
- Отмена ежеквартального предоставления финансовых отчетов в налоговые и статистические органы.
- Отмена ежегодного предоставления налоговых отчетов предприятиями, уплачивающими налог с оборота по фиксированной налоговой ставке.
- Отмена ряда статистических отчетов.
- Отмена требования о включении негосударственных архивов в реестр архивов.
- Отмена для негосударственных архивов, оказывающих услуги по электронному архивированию, необходимости получения лицензии, с заменой ее на уведомление.
Все эти нововведения обусловлены активной модернизацией и автоматизацией ведения учета в РУз. Когда налажена система подачи и хранения документов в электронном виде, нет необходимости тратить время, место и финансы на организацию содержания их бумажных копий.
Кто сдает финансовую отчетность в Узбекистане
Субъекты, сдающие финансовую отчетность, можно разделить на следующие группы:
- Министерства, ведомства и другие органы управления госимуществом.
- Бюджетные организации со статусом юрлица.
- Предприятия с иностранными инвестициями и представительства иностранных фирм
- Хозсубъекты, за исключением указанных в пунктах 1–3 и плательщиков фиксированного налога.
- Малые предприятия и микрофирмы, за исключением плательщиков фиксированного налога.
- Предприятия, перешедшие на МСФО.
Плательщики налога с оборота в фиксированной сумме законодательно освобождены от сдачи финотчетности.
Когда сдавать финансовую отчетность в Узбекистане по форме 1 и 2
Сроки сдачи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах зависят от организационно-правовой формы предприятия и формы собственности. Для большинства хозяйствующих субъектов это 15 февраля года, следующего за отчетным. Исключение составляют:
- Органы управления госимуществом – до 15 марта.
- Бюджетные организации – до 15 марта.
- Компании с иностранными инвестициями и представительства зарубежных фирм – до 25 марта.
- Предприятия, перешедшие на МСФО – до 1 марта.
Малый бизнес сдает только годовую отчетность по формам №№1 и 2. Другие предприятия представляют также квартальные отчеты до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Ответственность за несоблюдение законодательства по бухгалтерскому учету
В части предоставления финансовой отчетности в КАО предусмотрены следующие формы ответственности для юрлиц:
- Непредставление налоговой отчетности в срок – штраф 10 БРВ.
- Предоставление некорректной отчетности – штраф 3 БРВ.
- Неисполнение руководителем предприятия и (или) службы бухгалтерского учета обязанностей, в том числе необеспечение правильности и достоверности данных бухучета и финансовой отчетности – штраф 3-7 БРВ при первичном нарушении, 7-10 БРВ при повторном.
Также непредоставление финансовой или налоговой отчетности в течение 10-ти дней после установленного срока влечет приостановку операций фирмы по банковским счетам.