Одно из самых авторитетных американских аналитических и консалтинговых агентств, Gartner, специализирующееся на изучении IT-рынков, в прошлом месяце опубликовало свежий рейтинг вендоров RPA в формате «магический квадрант». Этот тип графических схем разработали эксперты Gartner, ежегодно выпускающие несколько десятков подобных отчетов о различных сегментах IT-рынка.
Выпустив третий «магический квадрант», посвященный вендорам RPA (аналогичные отчеты вышли в 2020 и 2019 годах), Gartner в третий раз отдало первое место компании UiPath.
Важно понимать, что оценивает Gartner не программные продукты, а самих вендоров — компании, осуществляющие разработку и поставки RPA-решений. Компании, продающие программные продукты по лицензии и не занимающиеся разработкой, в рейтинге не рассматриваются.
В первой части отчета, описывая ситуацию в целом, Gartner отмечает, что в 2021 году рынок RPA остается одним из самых быстрорастущих сегментов рынка корпоративного программного обеспечения. По мнению американских аналитиков, он находится в процессе консолидации: десять крупнейших вендоров RPA занимают более 80% рынка (по сравнению с 70% в 2020 году), причем 52% приходится на трех крупнейших вендоров.
Умение видеть (на схеме — ось абсцисс, Completeness of Vision)
Видит ли вендор полную картину происходящего в отрасли? Соответствует ли его видение действительности? Оценка зависит от того, насколько продукт, бизнес-процессы и методики вендора способствуют конкурентоспособности, эффективности и результативности.
Критерии:
- Продукт / услуга
- Общая жизнеспособность компании
- Ценообразование
- Клиентоориентированность
- Работа маркетинга в целом
- Клиентский опыт
- Деятельность
Способность воплощать (на схеме — ось ординат, Ability to Execute)
Оценивается способность вендора к реализации своей концепции. Может ли он использовать текущие и прогнозировать будущие рыночные тренды? Хорошо ли улавливает потребности клиентов? Насколько эффективны его бизнес-стратегии? Применяет ли он инновационные технологии, за которыми будущее?
Критерии:
- Понимание рынка
- Маркетинговая стратегия
- Стратегия продаж
- Продуктовая стратегия
- Бизнес-модель
- Стратегия для отдельных сегментов рынка
- Инновации
- Геостратегия
Gartner распределяет вендоров по 4 квадратам схемы:
- Лидеры (Leaders)
- Претенденты (Challengers)
- Дальновидные, прозорливые (Visionaries)
- Нишевые игроки (Niche Players)
Лучшие из лучших, как легко понять, занимают верхний правый угол.
Продуктовая стратегия UiPath
Благодаря известности и популярности бренда, UiPath оказала значительное влияние на рынок RPA, закрепив в массовом сознании образ современного корпоративного RPA-продукта как многофункциональной low-code платформы, непременной частью которой являются:
- Модуль для обработки документов и управления процессами документооборота (IDP)
- Инструменты процессной аналитики (Process Mining)
- Облачное решение для интеграции приложений (iPaaS)
- Облачное приложение для централизованного управления корпоративными проектами автоматизации
Конструктор приложений, использующий методики UX-дизайна
Входящий в число продуктов UiPath low-code конструктор приложений App Studio работает с различными локальными и облачными системами, в т.ч. ERP, и позволяет пользователям, даже не имеющим навыков программирования, создавать собственные приложения.
Жизнеспособность UiPath
Вендор UiPath демонстрирует отличные стабильность и жизнеспособность:
- IPO компании — 29 млрд долларов США
- Объем выручки с 2019 по 2020 год вырос на 63%, что выше общих темпов роста рынка RPA
- Более 1300 повторно используемых компонентов (Reusable Components), представленных на маркетплейсе UiPath, скачаны более 2,5 млн раз
- В коммьюнити бренда UiPath состоят более 1 млн человек
«Выходят новые рейтинги Gartner, но первое место UiPath остается неизменным, — комментирует руководитель отдела RPA в компании „Первый Бит“ Даниил Морозенко. — Uipath уже не один год удерживает за собой первенство на этом рынке, постоянно расширяя пространство возможностей RPA. Сам выход UiPath на IPO — свидетельство того, что технология RPA давно выросла из категории стартапов, хотя, к сожалению, в России до сих пор сохраняется такое мнение. Сегодня RPA является полноценной технологией улучшения бизнеса, отвечающей потребностям современных компаний».