21 января 2025

Маркировка товаров в Узбекистане: как выбрать идеальное программное обеспечение

Маркировка товаров предусматривает последовательное выполнение рутинных действий, для совершения которых необходима и соответствующая аппаратура, и специализированное программное обеспечение. На текущий момент в обязательном порядке производители и импортеры обязаны маркировать шесть категорий товаров, но это только первый этап – в дальнейшем перечень таких товаров будет расширен.

При таких темпах развития системы маркировки о внедрении программного обеспечения, позволяющего упростить и ускорить связанные с ней процессы, задумываются не только крупные производители, но и небольшие компании. Расскажем о программно-аппаратном обеспечении для маркировки, учитывающим все ее этапы, принципы и нормы законодательства Узбекистана.



Зачем нужна маркировка товаров

Программы по внедрению цифровой маркировки продовольственных и непродовольственных категорий товаров вводятся по всему миру. Исключением не стала и Республика Узбекистан, где 20.11.2020 было принято Постановление КабМина №737 «О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров». За прошедшие четыре года стабильно заработала национальная система маркировки «Asl Belgisi», был осуществлен поэтапный переход на обязательную маркировку шести категорий продукции. Выпущено бесплатное мобильное приложение, с помощью которого за несколько секунд можно проверить легальность продукции и отправить сообщение о подозрении в подделке. Эксперты отмечают, что проект ввода обязательной маркировки можно признать успешным: с каждым годом фиксируется значительный рост оборота легальных товаров.

Главная цель системы маркировки – недопущение продажи контрафактной и фальсифицированной продукции.

Задачи обязательной маркировки, поставленные руководством Узбекистана:

  1. Предотвращение ввоза и оборота нелегальных товаров.
  2. Контроль качества товаров.
  3. Рост прибыли и повышение конкурентоспособности легального бизнеса.
  4. Обеспечение права потребителей на приобретение качественных, безопасных и подлинных товаров.
  5. Оптимизация ведения складского учета, управления запасами.
  6. Отслеживание правообладателями нелегального использования своих товарных знаков.
  7. Уплата надлежащих налоговых и таможенных поступлений в государственную казну.

Наличие маркировки на товаре позволяет моментально отсканировать штрихкод на его упаковке и узнать его происхождение – это востребовано не только контролирующими органами, но и покупателями, партнерами производителя и другими заинтересованными лицами. Внедрение на производстве системы маркировки и сопутствующих ей бизнес-процессов помогает упорядочить учет и контроль движения товаров на складе. Предоставление прозрачной информации о товаре повышает уровень доверия к производителю, укрепляет его репутацию и поддерживает имидж современной и законопослушной компании.

Важно, чтобы все участники цепочки производства и поставки товаров своевременно сканировали штрихкоды и выводили товары из оборота при их конечной реализации. Только при условии обеспечения полной прослеживаемости товара задачи внедрения системы маркировки можно считать выполненными.


Штрафы и правовые последствия за нарушение требований маркировки в Узбекистане

В случае нарушения должностными лицами правил маркировки товаров, на них накладывается штраф в размере 100 БРВ. Напомним, что на текущий момент это относится только к категориям товаров, маркировка которых в Узбекистане является обязательной.

Для производителей, импортеров и продавцов предусмотрено взимание штрафа в размере чистой выручки, полученной в течение квартала, в котором имела место реализация товара.

Штраф начисляется в двух случаях:

  • нарушение правил обязательной цифровой маркировки;
  • отсутствие оснащения торговой точки автоматизированными средствами учета, из-за чего невозможно сканирование маркировки на кассах и не происходит вывод продукции из оборота.

Административная ответственность наступает в соответствии с Постановлением КабМина от 22.09.2021 г. №595 «О мерах по дальнейшему совершенствованию постановки на учет налогоплательщиков и упрощению порядка возмещения налога на добавленную стоимость».



Перечень товаров, подлежащих маркировке в Узбекистане

В 2024-м году система обязательной маркировки в Узбекистане распространяется на шесть категорий товаров:

  • Табачные изделия.
  • Алкогольная продукция.
  • Пиво и пивные напитки.
  • Лекарственные средства.
  • Вода и напитки.
  • Бытовая техника.

Маркировать можно не только товары, входящие в список обязательных для маркировки. Добровольное нанесение штрихкодов на свои товары с целью информирования об их подлинности и качестве может стать дополнительным конкурентным преимуществом для производителя или импортера.


Обзор законов и норм, регулирующих маркировку в Узбекистане

Система маркировки в Узбекистане введена и регулируется рядом нормативных документов. Перечислим основные из них:

  1. Постановление Президента № ПП-4389 от 10.07.2019 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования». Это первая из законодательных норм Узбекистана, где упомянута маркировка – в рамках дорожной карты реализации Стратегии совершенствования налогового администрирования. В постановлении специалистам из ГНК, МинФина, ТПП, Министерства экономики и промышленности, НАПУ было поручено разработать проект концепции внедрения единой системы маркировки отдельных групп товаров и электронной базы их учета.
  2. Постановление КабМина №737 от 20.11.2020 «О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров». В нем представлены итоги пилотного проекта по маркировке и отслеживанию товаров, и принято решение о поэтапном внедрении системы обязательной цифровой маркировки. Перечислены первые категории товаров, подлежащих обязательной маркировке, со сроками ее ввода. Указаны обязательства производителей и импортеров по маркировке, установлена возможность организации единой информационной системы для отправки потребителями уведомлений в уполномоченные органы о нарушениях законодательства по маркировки. Обозначены сроки запуска Национальной информационной системы мониторинга маркировки и отслеживания продукции «Asl belgisi» и перечислены ее задачи.
  3. Постановление КабМина №833 от 31.12.2020 «О мерах по обеспечению поэтапного внедрения системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров». В нем зафиксирован единый тариф для кода маркировки – 68 сумов без учета НДС. Решено расширить перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, включив в него лекарственные препараты, воду и прохладительные напитки, бытовую технику. На налоговый комитет возложена задача обеспечения льготами предприятий, использующих технику для маркировки – специализированные сканеры, терминалы и другие устройства.
  4. Постановление КабМина №322 от 20.05.2021 «О мерах по реализации пилотных проектов по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке». Оно посвящено порядку реализации экспериментальных проектов по маркировке, мониторингу и учету новых товарных категорий. В ходе действия проектов их участникам предоставлялись бесплатные коды. Сделан акцент на необходимости информирования о пилотных проектах партнеров из зарубежных стран.
  5. Постановление Президента №ПП-203 от 30.05.2024 «О дополнительных мерах по ускорению процессов обязательной цифровой маркировки». Зафиксировано требование об обязательном оборудовании торговых точек устройствами считывания маркировки, подключенных к онлайн-контрольно-кассовым машинам и виртуальным кассам. На фирмы, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, возложено требование подключения к системе «Asl belgisi». Представлен порядок действий налогового комитета по проведению контрольных проверок предприятий торговли. Введены льготы по налогам для таких предприятий и освобождение от таможенной пошлины при ввозе оборудования для маркировки. Внедрен ежемесячный сбор в размере 10% от БРВ за право розничной торговли табачной и пивной продукцией.

Для каждой из категорий товаров, подлежащей обязательной маркировке, дополнительно выпущено отдельное постановление с подробными правилами и сроками поэтапного внедрения соответствующей системы маркировки. Тексты постановлений опубликованы на официальном сайте системы маркировки «Asl Belgisi».


Программно-аппаратное обеспечение для маркировки



Для обеспечения бизнес-процессов, связанных с маркировкой товаров, необходимо и специализированное оборудование, и программное обеспечение. Для реализации целостного подхода к вводу системы маркировки на производстве международный ИТ-интегратор «Первый Бит» разработал программно-аппаратный комплекс «БИТ.IIoT». Это программный продукт с использованием «умного» оборудование для автоматического нанесения штрихкодов, их сериализации, агрегации в групповую упаковку и отбраковки. Подбор конкретных моделей осуществляется в соответствии с вашими задачами. Перед установкой на производстве оборудование проходит подготовку, сборку, настройку и тестирование. Доступен выбор из следующих моделей:

  1. Станция ручной агрегации упаковок в короба.

    Она считывает 2D-коды, ведет учет первичных и вторичных упаковок, регистрирует их агрегацию и печатает групповые этикетки на короба третичной упаковки.

    Станция ручной агрегации
    Рис.1. Станция ручной агрегации

  2. Станция сериализации для нанесения кодов маркировки на вторичную упаковку.

    Упаковку с ошибками печати станция отбраковывает. По завершении сериализации система формирует отчет о выполнении.

    Станция сериализации
    Рис.2. Станция сериализации

  3. Станция термотрансферной предпечати самоклеящихся этикеток с штрихкодами.

    По окончании процесса печати система формирует отчет для ввода использованных кодов в оборот.

    Станция термотрансферной предпечати этикеток
    Рис.3. Станция термотрансферной предпечати этикеток

  4. Станция валидации для контроля качества нанесения кодов маркировки и выбраковки и списания товаров с плохим нанесением.

    Станция осуществляет отправку кодов на принтер и остановку печати в случае сбоев и технических неисправностей. Она актуальна для линий, где в месте нанесения маркировки невозможно выполнить отбраковку.

  5. Передвижная станция послойной агрегации.

    Станция осуществляет агрегирование вторичных упаковок в короба и, если требуется, коробов – в паллеты. Верхняя камера может учитывать неограниченное количество слоев вторичных упаковок разных размеров и автоматически перестраивается между ними, считывая коды послойно. Дисплей позволяет контролировать наполнение каждого слоя, визуально разделяя валидные и невалидные коды в слое.

  6. Мобильная станция поштучной агрегации.

    Станция считывает напечатанные 2D-коды, ведет учет вторичных упаковок, регистрирует их агрегацию и печатает групповые этикетки на короба третичной упаковки. Происходит отбраковка поврежденных вторичных упаковок и упаковок с нечитаемым кодом.

«БИТ.IIoT» – комплексное решение, подходящее предприятиям любого масштаба, производящим до 62000 единиц продукции в час. В оборудовании используются современные технологии, обеспечивающие работу с различными вариантами упаковки, быструю отгрузку и приемку, автоматическую отбраковку непригодного товара. Стоимость комплекса БИТ.IIoT зависит от выбранного оборудования, производительности линии и длительности подписки.



Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Мы выбрали платформу 1С:Предприятие 8, потому что уже работали с её предыдущей версией, и нам было важно, чтобы продукт был широко распространен. При выборе партнёра мы ориентировались на его опыт в реализации аналогичных проектов для иностранных компаний. Поэтому мы выбрали Первый Бит».
Мауро Ронкорони
координатор ИТ-проектов в компании Artsana S.p.A. в Восточной Европе и на Востоке
«Благодарим офис „Спортивная“ за профессиональную работу, подбор оптимального программного продукта и его конфигурации, компетентную консультационную поддержку и энтузиазм, проявляемый при поиске решения задач, стоящих перед организацией. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в области автоматизации международного учёта, документооборота и процессов сервисного обслуживания»
Д. С. Кузнецов
руководитель проекта в ООО «Хесон Рус»
«В максимально короткие сроки специалистам Первого БИТа удалось выполнить внедрение в большом количестве территориально удаленных филиалов с организацией центральной базы в головном управлении».
Владимир Горячев
начальник отдела информационных технологий «ГУССТ №3 при Спецстрое России»