25 мая 2015

ЕГАИС: что несут алкогольные реформы России и как к ним подготовиться?

Продажа алкоголя на территории России всегда сопровождалась множеством сложностей и нюансов. В этом году правительство ужесточает правила, а сама процедура – претерпевает глобальные перемены. На передний план масштабной реформы выходит отраслевое решение ЕГАИС, которое к лету 2016 года будет обязан использовать каждый продавец спиртных напитков. Как должно проходить внедрение, какие инструменты для этого потребуются и как избежать штрафов и потери лицензии? Об этом читайте в нашей статье.
ЕГАИС: что несут алкогольные реформы России и как к ним подготовиться?

Продажа алкоголя на территории России всегда сопровождалась множеством сложностей и нюансов. В этом году правительство ужесточает правила, а сама процедура — претерпевает глобальные перемены. На передний план масштабной реформы выходит отраслевое решение ЕГАИС, которое к лету 2016 года будет обязан использовать каждый продавец спиртных напитков. Как должно проходить внедрение, какие инструменты для этого потребуются и как избежать штрафов и потери лицензии? Об этом пойдёт речь ниже.

Для чего внедряется ЕГАИС?

ЕГАИС — это Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система, разработанная для контроля производства и реализации алкогольной продукции на территории России. 

На данный момент к ней подключены производители вина и крепких напитков, и «ЕГАИС Розница» функционирует в тестовом режиме (с марта 2015 года на нее перешли порядка 7 тысяч касс). 

Сегодня законодательство предписывает ее обязательное использование розничным магазинам, оптовым поставщикам и производителям алкоголя. Уже осенью ее программный модуль в обязательном порядке должен быть установлен всеми оптовыми продавцами отрасли. В июне 2016 года под это требование попадут также все розничные магазины (включая продавцов слабоалкогольной продукции).

Механизм работы

Новые правила подразумевают продажу спиртных напитков по следующей модели:

  • Единица товара сканируется с помощью 2D-сканера, который считывает двухмерный штрих-код со специальных и акцизных алкогольных марок.
  • Затем информация попадает в кассовый компьютер, на котором предварительно устанавливается программное обеспечение ЕГАИС.
  • Далее ЕГАИС передает данные о совершенной операции в ФСРАР (Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка).

Пример такого штрих-кода — PDF417 — сейчас можно наблюдать на каждой бутылке вина или крепкого алкоголя. Он наносится на алкогольные марки (акцизную — для импортного, специальную — для отечественного алкоголя) и несет в себе сведения о ключевых параметрах продукта: производителе, дате розлива, наличии лицензии и др. 

В скором времени двухмерным штрих-кодом будут отмечены бутылки и банки пива. Через год — вся алкогольная продукция (например, коктейли, сидр и медовуха).

После вступления закона в силу торговля спиртными напитками без интеграции с ЕГАИС будет считаться незаконной. Под исключение из правил попадают лишь те магазины, где полностью отсутствует соединение с интернетом.

Какие технические требования предъявляет к продавцам ЕГАИС?

Независимо от масштабов предприятия, использование системы ЕГАИС является абсолютно бесплатным. Однако, оборудование для работы с ней участникам алкогольного рынка придется покупать на собственные средства. 

В наличии должны быть: 

  • персональный компьютер со скоростью интернета более 256 кбит/с, 
  • программный модуль ЕГАИС, 
  • совместимая с ним кассовая программа, 
  • смарт- или флеш-карта с электронной подписью (персональным скрипт-ключом), 
  • 2D-сканер для считывания двухмерных штрих-кодов PDF417.

Минимальные технические требования подразумевают операционную систему не хуже MicrosoftWindows 7 Starter и программное обеспечение не ниже Java 8. Мощность процессора должна начинаться от 32 бит, а его частота — составлять не менее 2.0 ГГц.

С чего начать внедрение?

Официальных инструкций по поводу механизма внедрения «ЕГАИС Розница» Росалкогольрегулирование еще не опубликовало. Представители ведомства говорят, что начать нужно с регистрации на сайте ФСРАР — это нужно для доступа в личный кабинет и скачивания необходимого ПО. 

После этого директор магазина должен обратиться в Удостоверяющий Центр для получения квалифицированной электронной подписи. Завершающими шагами будет установка ПО ЕГАИС на компьютерах, подключение к ним сканеров и настройка оборудования.

После перехода на «ЕГАИС Розница» меняются и требования, предъявляемые к чекам. Для того чтобы покупатель мог получить полную информацию о купленном товаре, чек помимо стандартных данных должен содержать слип с QR-кодом. При этом программа сама формирует слипы, а для печати чеков не требуется специального нового оборудования.

При выходе на прилавок контрафактного товара или продукции с ошибочными штрих-кодами ответственность несет магазин. Во избежание подобных проблем и штрафов на этапе приема продуктов от поставщиков рекомендуется использовать терминалы со встроенным двухмерным сканером.


Если у вас остались вопросы, обратитесь к нашим специалистам по ЕГАИС >>

Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Компания Первый БИТ проявился себя как компетентный разработчик программных решений и надёжный партнёр по автоматизации финансовых процессов и управленческого учёта. Мы довольны функционалом и качеством программы "БИТ.ФИНАНС. Управленческий учёт" и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
Ю.А. Гущина
финансовый директор
«Внедрение позволило интегрировать и систематизировать информацию финансовой бухгалтерии, коммерческого департамента (материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, складской учет) и производственных подразделений».
Александр Павлов
технический советник по автоматизации завода ALSCON компании РУСАЛ
«Благодаря внедрению специализированной системы нам удалось повысить прозрачность и достоверность данных, упростить ведение учёта и повысить качество управления финансами в целом. Мы довольны функциональными возможностями и качеством программы "БИТ.ФИНАНС Управленческий учёт" и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
Олег Владимирович Несмашный
генеральный директор ООО "Контейнекс-Монолит"