Продажа алкоголя на территории России всегда сопровождалась множеством сложностей и нюансов. В этом году правительство ужесточает правила, а сама процедура — претерпевает глобальные перемены. На передний план масштабной реформы выходит отраслевое решение ЕГАИС, которое к лету 2016 года будет обязан использовать каждый продавец спиртных напитков. Как должно проходить внедрение, какие инструменты для этого потребуются и как избежать штрафов и потери лицензии? Об этом пойдёт речь ниже.
Для чего внедряется ЕГАИС?
ЕГАИС — это Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система, разработанная для контроля производства и реализации алкогольной продукции на территории России.
На данный момент к ней подключены производители вина и крепких напитков, и «ЕГАИС Розница» функционирует в тестовом режиме (с марта 2015 года на нее перешли порядка 7 тысяч касс).
Сегодня законодательство предписывает ее обязательное использование розничным магазинам, оптовым поставщикам и производителям алкоголя. Уже осенью ее программный модуль в обязательном порядке должен быть установлен всеми оптовыми продавцами отрасли. В июне 2016 года под это требование попадут также все розничные магазины (включая продавцов слабоалкогольной продукции).
Механизм работы
Новые правила подразумевают продажу спиртных напитков по следующей модели:
- Единица товара сканируется с помощью 2D-сканера, который считывает двухмерный штрих-код со специальных и акцизных алкогольных марок.
- Затем информация попадает в кассовый компьютер, на котором предварительно устанавливается программное обеспечение ЕГАИС.
- Далее ЕГАИС передает данные о совершенной операции в ФСРАР (Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка).
Пример такого штрих-кода — PDF417 — сейчас можно наблюдать на каждой бутылке вина или крепкого алкоголя. Он наносится на алкогольные марки (акцизную — для импортного, специальную — для отечественного алкоголя) и несет в себе сведения о ключевых параметрах продукта: производителе, дате розлива, наличии лицензии и др.
В скором времени двухмерным штрих-кодом будут отмечены бутылки и банки пива. Через год — вся алкогольная продукция (например, коктейли, сидр и медовуха).
После вступления закона в силу торговля спиртными напитками без интеграции с ЕГАИС будет считаться незаконной. Под исключение из правил попадают лишь те магазины, где полностью отсутствует соединение с интернетом.
Какие технические требования предъявляет к продавцам ЕГАИС?
Независимо от масштабов предприятия, использование системы ЕГАИС является абсолютно бесплатным. Однако, оборудование для работы с ней участникам алкогольного рынка придется покупать на собственные средства.
В наличии должны быть:
- персональный компьютер со скоростью интернета более 256 кбит/с,
- программный модуль ЕГАИС,
- совместимая с ним кассовая программа,
- смарт- или флеш-карта с электронной подписью (персональным скрипт-ключом),
- 2D-сканер для считывания двухмерных штрих-кодов PDF417.
Минимальные технические требования подразумевают операционную систему не хуже MicrosoftWindows 7 Starter и программное обеспечение не ниже Java 8. Мощность процессора должна начинаться от 32 бит, а его частота — составлять не менее 2.0 ГГц.
С чего начать внедрение?
Официальных инструкций по поводу механизма внедрения «ЕГАИС Розница» Росалкогольрегулирование еще не опубликовало. Представители ведомства говорят, что начать нужно с регистрации на сайте ФСРАР — это нужно для доступа в личный кабинет и скачивания необходимого ПО.
После этого директор магазина должен обратиться в Удостоверяющий Центр для получения квалифицированной электронной подписи. Завершающими шагами будет установка ПО ЕГАИС на компьютерах, подключение к ним сканеров и настройка оборудования.
После перехода на «ЕГАИС Розница» меняются и требования, предъявляемые к чекам. Для того чтобы покупатель мог получить полную информацию о купленном товаре, чек помимо стандартных данных должен содержать слип с QR-кодом. При этом программа сама формирует слипы, а для печати чеков не требуется специального нового оборудования.
При выходе на прилавок контрафактного товара или продукции с ошибочными штрих-кодами ответственность несет магазин. Во избежание подобных проблем и штрафов на этапе приема продуктов от поставщиков рекомендуется использовать терминалы со встроенным двухмерным сканером.
Если у вас остались вопросы, обратитесь к нашим специалистам по ЕГАИС >>