Участие в тендерах – это один из способов получения крупных низковолатильных заказов. Для некоторых компаний государственные торги являются основной деятельностью.
Ежедневно на различных электронных площадках размещается около 20 тысяч заказов. Ориентироваться в столь больших объемах информации проблематично, ведь каждая площадка обладает собственным интерфейсом и спецификой.
Для решения данной проблемы существуют сайты, которые консолидируют данные из многих источников и в едином интерфейсе помогают пользователю сузить область поиска. Однако даже на этих сайтах найти подходящий заказ непросто, т.к. автоматизированный поиск среди большого объема неоднородных данных зачастую может быть нерезультативен в связи с отсутствием общепринятых стандартов в алгоритмах и интерфейсах.
Поэтому для эффективной работы с крупными торговыми площадками часто требуются специальные знания, что существенно затрудняет их использование.
Помимо этого, мало просто найти желаемый тендер и бросить все силы на подготовку хорошей заявки. Требуется провести анализ заказчика и возможных конкурентов. Существенно помочь в этом могут современные системы бизнес-аналитики.
Проведем обзор возможного подхода к анализу тендеров с использованием BI-систем на примере платформы QlikView, являющейся одним из лидеров на рынке.
Система собирает данные с торговых площадок и позволяет проводить глубокий анализ заказчиков, поставщиков и размещаемых тендеров. Работа с системой подразумевает наложение фильтров с помощью клика мышки и просмотр готовых аналитик с учетом этих фильтров.
Рассмотрим возможный набор таких аналитик на примере типового отраслевого решения БИТ.BI.GosZakaz.
Собирая данные с площадок, приложение автоматически рассчитывает общие показатели, такие как количество размещений, контрактов, протоколов, заказчиков, поставщиков и участников. Общая сумма размещенных контрактов, средние суммы начального заказа и итогового контракта. Наложением фильтра эти показатели можно мониторить по выбранной области (строительство, здравооохраниние и т.д.) или по конкретному заказчику или группе заказчиков.
Для лучшего понимания торгов и анализа общих показателей полезно знать сезонности размещения заказов и заключения контрактов. Помимо этого, важно иметь представление о распределении сумм контрактов и заказов. Для этих показателей должно сохраняться нормальное распределение.
Система позволяет проводить анализ поставщиков как в целом по отрасли, так и у конкретного заказчика с целью понимания возможных конкурентов. Можно изучить топ лучших поставщиков по количеству и сумме контрактов.
Большой интерес представляет такой показатель, как доля уникальных поставщиков у заказчика. Если выбранный тендер организует заказчик, у которого низкий процент уникальных поставщиков, значит, выиграть такую закупку вероятность мала. Также можно рассчитать долю уникальных заказчиков у поставщика. Низкий процент уникальности как среди заказчиков, так и среди поставщиков может говорить об ангажированности тендеров, в которых они участвуют.
QlikView позволяет значительно облегчить поиск подходящего заказа. Выбрав интересующую отрасль, можно получить доступ ко всем тендерам, причем полученные тендеры можно кластеризовать по удобному для пользователя времени на подготовку заявки.
Если участник знает, что на подготовку заявки ему потребуется от пяти дней, то тендеры, до закрытия которых есть более 5 дней, подсветятся одним цветом, а остальные тендеры подсветятся другим цветом. Выбор желаемых сроков на подготовку заявки пользователь производит самостоятельно. Для более точного поиска можно уточнить направление в отрасли, выбрать интересующих заказчиков и суммы заказа.
С помощью BI-систем можно анализировать жизненный цикл заказа, чтобы иметь представление о наиболее вероятных сроках для поставщика между датами публикации заказа и заключения контракта или между подачей заявок и заключением контракта. Эта аналитика может быть полезна также для мониторинга отклонения от сроков, предусмотренных законом.
Полезно также проводить анализ снижения цен у поставщиков, чтобы иметь представление о том, насколько тот или иной поставщик готов снизить цену.
Чтобы анализировать возможных конкурентов, полезно иметь информацию о том, сколько раз организация принимала участие в торгах и какой она имеет процент выигрыша. Если возможный конкурент из трех тысяч торгов выиграл 75%, шансы на победу при соперничестве с ним малы.
QlikView предоставляет возможность просматривать исходные заявки в том виде, в котором они присутствуют на сайте-источнике. Можно прямо из системы по активной ссылке перейти на страницу заказа.
Итак, специализированные системы бизнес-аналитики в полной мере способствуют эффективному участию в торгах и экономии времени на поиск подходящего тендера. При подборе заказа важно иметь возможность проанализировать заказчика и потенциальных конкурентов. Отклонение от нормального распределения в ряде аналитик (распределение сумм заказов и контрактов, жизненный цикл заказа), например, появление тяжелых «хвостов», указывает на непрозрачность торгов в отрасли или у заказчика.
В качестве примера реализации модели анализа тендеров на QlikView рассмотрено приложение БИТ.BI.GosZakaz. Существенным преимуществом использования BI-платформы является возможность интеграции с учетной системой с целью получения дополнительных данных и проведения всестороннего анализа (есть ли свободные менеджеры, чтобы заняться заказом, по какому направлению деятельности компании лучше искать тендеры в настоящий момент и т.д.).
Системы бизнес-анализа широко используют для оценки эффективности деятельности компании. Использование этого современного инструмента для анализа и подбора тендеров является нетривиальным, но очевидно полезный подходом, способным сократить время на подбор заказа и увеличить вероятность успешного участия.
Подготовила Елена Суетина
Разработчик QlikView
Компания Первый БИТ