Нужно ли создавать запасы? Этим вопросом рано или поздно задается любой руководитель предприятия, деятельность которой связана с торговлей.
По логике, они относятся к активам компании и составляют часть оборотного капитала, следовательно, должны приносить выгоду. Однако некоторые предприниматели, напуганные отрицательными примерами, не спешат обзаводиться запасами.
Согласно исследованиям, из-за неэффективного управления запасами участники мировой торговли теряют до $196 млрд в год. Половина от суммы потерь остается незамеченной управленцами.
Несмотря на эту печальную статистику, практика большинства успешных компаний показывает, что создание запасов — это залог построения эффективного и прибыльного бизнеса.
Для чего это необходимо?
Видно, что создание запасов носит логистический, финансовый и маркетинговый аспекты. В зависимости от функции выделяют следующие категории запасов:
При создании запасов надо соблюдать баланс интересов. С одной стороны, они обеспечивают непрерывность производства или распределения (можно компенсировать колебания в объемах спроса). С другой — это ресурсы, которые в данный момент не используются и помимо собственной стоимости требуют расходов на свое содержание.
Очевидно, что просроченный заказ — это ошибка. Но и покупка товара за долгое время до необходимого — тоже, хотя подобный ход многие принимают за дальновидное решение. Не забывайте, что каждая лишняя единица товара требует и лишних затрат на свое обслуживание и хранение. Иногда стоимость содержания единицы запасов может достигать
Управляя запасами, следует учитывать все возможные издержки:
Вид издержек | Пример |
|
Издержки, связанные с выполнением заказа | Оплата транспорта, закупка образцов, рекламные материалы |
|
Прямые издержки | Стоимость запасов, находящихся на хранении |
|
Издержки дефицита, связанные с ограниченностью ресурсов | Потери в производстве, стоимость и ограниченность ресурсов |
|
Издержки на содержание запасов | Потеря физических свойств, порча товара |
|
Неэффективное управление запасами может привести к отрицательным последствиям. Объем фактических запасов может превысить оптимальные значения, а случаи возникновения неликвидных остатков — участиться. Компания может начать медленнее реагировать на потребности рынка и потерять важных клиентов. Наконец, это может вызвать внезапную нехватку денег для оплаты счетов поставщиков.
В основе планирования запасов лежит:
Главная цель управления запасами — нахождение такого уровня запасов, который помог бы компании работать наиболее оптимально и эффективно.
Если второй пункт зависит от действий и стратегии руководства, то остальные связаны с персоналом. Но и здесь важную роль играет политика компании и отношение к своим сотрудникам.
Эффективная мотивация. Каждый работник должен понимать, какие показатели эффективности лежат под его личной ответственностью, и какую выгоду он получит, если они будут расти. Оплата труда должна быть справедливой.
Возможность участия в жизни компании. У руководителя просто физически нет времени следить за микропроцессами, происходящими на производстве. Тем более, никто не знает процесс лучше, чем тот, кто принимает в нем прямое участие. Иногда стоит прислушиваться к мнению исполнителей при принятии решений. Сотруднику оно принесет чувство значимости, а компании может дать существенные улучшения работы.
Обучение. Приходя на новую позицию, все испытывают трудности. От того, насколько четкие инструкции получит сотрудник, будет зависеть скорость его результатов.
Гарантии. Независимо от должности, сотрудник должен чувствовать стабильность. Если вдобавок к этому он понимает, что руководство замечает и ценит его работу, то будет исполнять ее с максимальной отдачей.
Выделяют 5 основных систем управления запасами:
1. |
С фиксированной периодичностью запасов (заказ формируется через равные промежутки времени).
|
||
2. |
С фиксированный размером запаса (время может меняться, но размер остается неизменным).
|
||
3. |
С установленной периодичностью пополнения запаса до фиксированного уровня. |
||
4. |
Пополнение запаса до максимума, когда запас достигает минимума. |
||
5. |
Система с установленной периодичностью и фиксированным заказом. |
Выбор системы связан с многообразием и зависит от специфики деятельности компании. При ее выборе, в основном, опираются на ритмичность при производстве продукции и спрос на продукцию и его колебания.
Говоря о том, что может помешать эффективному управлению запасами, последним пунктом мы выделили отсутствие автоматизации.
Действительно, трудно представить себе успешную деятельность, в основе которой лежит низкая производительность труда. Система «1С:Управление торговлей» завоевала репутацию программного продукта, способного решать целый комплекс проблем, связанных со сферой торговли.
Это удобный инструмент, помогающий структурировать создание запасов, грамотно ими управлять и соблюдать баланс на производстве.
Узнать больше о «1С:Управление торговлей» и получить бесплатное демо >>