Когда технический по свой природе термин начинает употребляться всё чаще, его точное определение «размывается», и его истинный смысл может быть сильно искажен. Это и произошло с термином ‘business intelligence’ (бизнес-аналитика), или BI. С того момента, когда этот термин только появился, развитие технологий серьезно расширило наше понимание BI и того, какую пользу могут извлекать компании из имеющихся у них данных.
Итак, что сегодня понимается под бизнес-аналитикой, чем она может быть полезна компаниям и как правильно применять идеи, лежащие в ее основе, чтобы обеспечить стабильный рост эффективности и прибыльности бизнеса?
Что такое бизнес-аналитика и почему это важно
BI состоит из двух абсолютно разных, но дополняющих друг друга аспектов.
- Первый — ценность для бизнеса. Как компании могут использовать информацию, чтобы максимизировать прибыльность и продуктивность, успешно выводить на рынок новые товары и услуги?
- Второй аспект — ИТ-стратегия. Какие технологические решения внедрять, чтобы достичь максимальной полезности BI? Представление данных в определенном формате для эффективного использования их компанией — всегда было сложной задачей. Для многих организаций непросто определить, какая конкретно информация необходима для использования в конкретных целях.
Подобный бизнес-анализ требует определенности методологии и целей. Раньше BI-ресурсы были ограничены доступными на тот момент технологиями сбора данных.
Но новые технологии, такие как «большие данные» (big data), аналитика, мобильные сервисы и облачные вычисления, в комплексе, позволяют получать непрерывные потоки детализированной информации достаточно быстро и без серьезных затрат.
Проблема теперь состоит в том, чтобы извлечь из этих данных какой-то смысл и, по многим параметрам, это гораздо более сложная задача, чем сбор информации сам по себе.
5 критериев эффективности любой BI-системы (и BI-стратегии)
1. При выборе BI-системы необходимо руководствоваться реальными нуждами конкретной компании
Наиболее распространенной и при этом самой опасной ошибкой является ситуация, когда BI-системы диктуют стратегию их использования. В результате компания получает множество несинхронизированных между собой приложений, неудобный интерфейс и инфраструктуру, которая уже устарела, но настолько укрепилась в ИТ-системе, что ее не так-то просто заменить.
2. Проявляйте гибкость
«Гибкая» модель внедрения соответствующего программного обеспечения предполагает постоянное повторение определенных операций с постепенным развитием системы «по нарастающей». Это позволяет компаниям оценить успех проекта в каждый конкретный момент, определить, на какой стадии он находится и к чему движется.
Создание, тестирование и внедрение BI-технологий, как правило, проходит гораздо более гладко, когда компании получают от всех процессов «обратную связь» и, соответственно, могут на ходу внести изменения. Для BI-систем — это критично.
3. Необходим удобный интерфейс
BI-решения фокусируются на сборе, визуализации и управлении данными. Когда дело касается больших объемов числовой информации, компании сталкиваются с реальным риском получить исключительно технические, неудобные и непонятные для «непросвещенных» пользователей системы, которые чрезвычайно функциональны, но абсолютно не практичны, особенно когда не очень успешно интегрированы с другими приложениями.
Внедрение — ключевой момент в разворачивании BI-технологий. Если интерфейс решения не интуитивен, если он сложен и неудобен для конечных пользователей, система не будет работать достаточно эффективно. Наметилась тенденция выделять значительные средства для внедрения новейших технологий, которые обещают беспрецедентные результаты, однако, подобные инвестиции могут принести больше вреда, чем пользы. Продуманная, конкретная, «таргетированная» бесшовная интеграция — ключ к избежанию серьезных ошибок при внедрении.
4. BI — это инструмент, доступный каждому
BI уже давно используется совершенно разными пользователями, а не только специалистами с соответствующим образованием и опытом. BI-система должна быть простой и понятной каждому.
С этой целью компаниям необходимо достичь удобства аналитики, простоты и показательности отчетов и иных документов, составленных на ее основе: аналитика должна «рассказывать историю» — представлять информацию в таком виде, чтобы каждый пользователь мог без труда составить на ее основе определенное заключение.
5. «Централизуйте» свои данные
Стремление достичь результата, основываясь на действительно полезной информации, предполагает правильное обращения с этой информацией.
Получение данных из многочисленных источников и хранение их в централизованной информационной базе, которая способна фильтровать, сортировать и убирать ненужное — критично для разворачивания приложений, которые могут с максимальной продуктивностью использоваться при принятия бизнес-решений. Управление рисками, благодаря прозрачности и структурированности, также становится эффективнее.
Ажиотаж по поводу BI — неслучаен
Роль, которую ИТ-сфера играет в мире, за последние несколько лет существенно изменилась благодаря информационному «буму», и лишь построения технологической инфраструктуры — недостаточно для успешного управления данными.
Поэтому «бизнес-аналитика» — это не только модный термин: это концепция, которая демонстрирует потребность выйти за рамки парадигмы об отдельном, изолированном существовании анализа данных и бизнес-целей.
На самом деле, BI напоминает нам, что технологиям и бизнесу необходимо находиться в тесном взаимодействии, в гармонии — так чтобы бизнес-цели и бизнес-ориентиры предопределяли выбор программного обеспечения а, а программное обеспечение предоставляло полезную информацию, способствующую успеху бизнеса.