6 декабря 2013

Организация управленческого учета

Понятие управленческого учета имеет широкий смысл. В данном разделе управленческий учет рассматривается в узком смысле, как подсистема бухгалтерского учета организации.
Организация управленческого учета

Понятие управленческого учета имеет широкий смысл. По определению, данному в Википедии:

Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей)

В данном разделе управленческий учет рассматривается в узком смысле, как подсистема бухгалтерского учета организации.

Наиболее интересными, с точки зрения пользователя автоматизированной системы, типовыми конфигурациями, которые можно использовать для организации управленческого учета в компании следует считать:

  1. БИТ.Финанс:Управленческий учет
  2. 1С:Управление производственным и предприятием
  3. 1С:Управление корпоративными финансами


Эти типовые решения позволяют вести полноценный управленческий учет. С этой целью используются отдельные планы счетов, специальные справочники, документы и отчеты.

Для организации управленческого учета в этих прикладных решениях общей является технология разработки методологической модели и настройка программного обеспечения.

Ниже будет рассмотрена типовая технология внедрения управленческого учета, т.е. управленческого учета с использованием плана счетов и двойной записи.

Другие подсистемы управленческого учета финансового блока, такие как бюджетирование, управление денежными средствами, рассмотрены в других разделах.

1. Создание методологической модели

Первым шагом построения автоматизированного учета является разработка учетной политики для целей управленческого учета. В общем, этот документ похож на учетную политику для бухгалтерского (регламентного) учета. Содержит, как правило, следующие разделы:

  • план счетов,
  • справочники аналитического учета,
  • описание хозяйственных операций с альбомом проводок,
  • описание основных принципов учета: валюта упр. учета, особые методы, алгоритмы и способы ведения учета по отдельным участкам: учета ОС, начисление амортизации, закрытие периода, начисление расходов и пр.,
  • альбом управленческих отчетов.

На Рис.1 представлены варианты управленческих отчетов, сформированные в программном продукте БИТ.ФИНАНС: Управленческий учет.

Управленческая отчетность в БИТ.ФИНАНС
Рис.1. Управленческая отчетность в БИТ.ФИНАНС


Но, в зависимости от пожеланий управленческого состава, управленческая учетная политика может отличаться от бухгалтерской по отдельным участкам учета. Эти отличия могут быть незначительными, но могут быть кардинальными, что создает необходимость параллельного ведения управленческого учета по таким участкам.

На Рис.1.2. приведен пример параллельного ведения управленческого учета в программном продукте БИТ.ФИНАНС: Управленческий учет.


Ведение параллельного учета в БИТ.ФИНАНС
Рис.2. Ведение параллельного учета


Кроме параллельного ведения учета, может возникнуть необходимость получения данных одного вида учета (например, управленческого) по данным другого вида учета (например, российского бухгалтерского), что возможно с помощью механизма трансляции данных. В программном продукте БИТ.Финанс: Управленческий учет предусмотрен такой механизм. (Рис 1.3.)


Механизм трансляции данных управленческого учета на основании бухгалтерских проводок
Рис.3. Механизм трансляции данных управленческого учета на основании бухгалтерских проводок


Таким образом, создание методологической модели, является неотъемлемой частью для автоматизации учета.

2. Анализ отклонений от типовой конфигурации

В типовых конфигурациях настройка принципов ведения управленческого учета, как правило, выполняется в виде параметрической настройки. Но бывают случаи изменения типовой конфигурации. Для оценки целесообразности и объема таких доработок следует провести анализ возможности отражения учетной политики управленческого учета в типовой конфигурации. Желательно при разработке учетной политики сразу привлечь консультанта, который поможет избежать значительных доработок типовой конфигурации.

3. Параметрическая настройка типовой конфигурации

Этот этап связан с отражением принятой учетной политики в типовой конфигурации, через механизмы параметрической настройки плана счетов, справочников и других объектов типовой конфигурации.

Такую настройку прикладного решения лучше проводить специалисту, знающему одинаково хорошо и предметную область и типовую конфигурацию.

Зачастую, перед такой настройкой, разрабатывают прототип будущей системы управленческого учета (или ее части) в электронной таблице, например в MS Excel. Это позволяет снизить трудоемкость описания методологической модели (особенно, когда много причинно-следственных связей между показателями), снизить риск возникновения ошибок и получения методологической модели в более наглядном виде.

4. Тестирование системы

Для тестирования системы заранее готовятся тестовые примеры, на которых проводится апробация автоматизированной системы управленческого учета. По результатам такого тестирования система отлаживается и оптимизируется.

5. Обучение пользователей

Обучение пользователей навыкам работы с автоматизированной системой, как правило, проводится без отрыва от производства. С этой целью, слушателей разбивают на группы по 5-6 человек и проводят тренинг, продолжительностью около 4 часов. В результате проведения цикла тренингов пользователи системы получают навыки и знания, необходимые для работы в системе.

Часто, помимо обучения пользователей, готовятся инструкции для каждого рабочего места автоматизированной системы.

Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Проект был полезен и важен для управления заказами и продажами, а также контроля запасов. Кроме того, мы можем анализировать продажи по всей России».
Albert Liu
заместитель генерального директора компании TP-LINK
«Экспертами компании Первый БИТ настроен автоматический обмен данными с системой "1С:Зарплата и управление персоналом 8 ПРОФ", в которой ведется полнофункциональный учет персонала всей Корпорации – управленческий и регламентированный».
ООО "ТехноНИКОЛЬ"
Строительные системы
«Благодаря правильным отчётам можно видеть реальную картину движения денежных средств на предприятиях группы, что позволяет оптимизировать финансовые потоки. Наши ожидания полностью сбылись, выражаем огромную благодарность проектной команде компании Первый БИТ и надеемся на дальнейшее сотрудничество».
О. Карпов
руководитель отдела бюджетирования ОАО "Оборонстрой"