4 августа 2020

Функция налогового мониторинга в корпоративных продуктах 1С

В России с 2015 года доступна новая система взаимодействия компаний с ФНС России, которая называется налоговый мониторинг. Компания предоставляет налоговым органам онлайн-доступ к своей учетной системе, благодаря чему камеральные и выездные налоговые проверки не проводятся. Как грамотно выполнять поставленные требования с наименьшими затратами при переходе в режим налогового мониторинга? Чтобы упростить для компаний решение этой задачи, фирма «1С» разработала программно-методический комплекс «1С:Налоговый мониторинг».
Функция налогового мониторинга в корпоративных продуктах 1С

В России с 2015 года доступна новая система взаимодействия компаний с ФНС России, которая называется налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля, которая заменяет традиционные проверки на оперативное взаимодействие компании и налогового органа на основе удаленного доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика.

Компания предоставляет налоговым органам онлайн-доступ к своей учетной системе, благодаря чему камеральные и выездные налоговые проверки не проводятся. ФНС самостоятельно контролируют отчетность налогоплательщика и в случае выявления противоречий напрямую запрашивает дополнительные документы или пояснения.

В случае, если выявляется, что организация неправильно посчитала и не доплатила в бюджет налоги, налоговый орган просит погасить задолженность. Важным при этом является то, что пени за этот период не начисляются.

Такая система позволяет уже в момент планирования операций и сделок предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций.

Преимущества налогового мониторинга:

  • Возможность получать консультацию налоговой службы по налогообложению конкретной сделки, что позволяет принимать верные решения, обезопасив себя от последствий неверного исчисления налогов;
  • Снижение трудозатрат компании на сопровождение налоговых проверок на 30%;
  • Сокращение сроков закрытия налогового периода в три раза, с трёх лет до девяти месяцев;
  • Сокращение максимального срока налоговой проверки с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев;
  • Постоянный доступ налогового органа к первичным документам компании, возможность отказаться от бумажных копий;
  • «Единое окно» по работе с налоговой службой. Больше не нужно обращаться к разным налоговым инспекторам, каждый из которых отвечает за свой вид налога;
  • Урегулирование споров с налоговой службой в досудебном порядке.

Какую именно информацию вы раскрываете, вступив в режим налогового мониторинга

При вступлении в режим налогового мониторинга компания раскрывает налоговому органу финансово-хозяйственную информацию. Ее объем определяется в регламенте информационного взаимодействия с налоговыми органами, который формируется в соответствии с приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323.

Раскрываются следующие данные о порядке ведения учета в компании:

  • сведения об организационных формах и способах ведения бухгалтерского учета;
  • структура раскрытия показателей налоговой отчетности;
  • порядок отражения компанией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, налоговой базы;
  • сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;
  • описание порядка отражения иной информации, подтверждающей правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Объем предоставляемой информации зависит от оценки системы внутреннего контроля. На первом (начальном) уровне компании обязаны предоставлять инспекции до 50% документов, на пятом уровне — не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, приложение №8 к требованиям к организации системы внутреннего контроля).

Стоит помнить, что помимо вышеперечисленной информации, в налоговые органы предоставляется следующая информация:

  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг с приложением рабочего плана счетов;
  • оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета;
  • регистры бухгалтерского учета, включая расширенные выписки по счетам бухгалтерского учета, с указанием наименования операции (документов), связанных с исчислением налогов, сборов, страховых взносов;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расшифровки показателей строк налоговых деклараций (расчетов), формируемых на основании регистров налогового учета и регистров бухгалтерского учета;
  • дополнительная информация, раскрывающая формирование показателей налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам;
  • первичные учетные документы и иные документы (информация);
  • документы (информация), формируемые в соответствии с требованиями к организации системы внутреннего контроля согласно п.7 ст.105.26 НК РФ;
  • финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составляемые в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

Можно выделить следующие уровни структуры раскрытия информации:

  • сводный регистр налогового учета,
  • аналитические регистры налогового учета,
  • реестры первичных учетных документов и операций,
  • первичные учетные документы.

Важно учитывать, что предоставляемая информация должна постепенно и подробно раскрывать соотношения между строками налоговой декларации и регистрами бухгалтерского и налогового учета, а также иными документами, на основании которых формируются строки налоговой декларации.


Возможность использования «1С:Управление холдингом» и «1С:ERP. Управление холдингом» в целях налогового мониторинга

Когда компания принимает решение о вступлении в режим налогового мониторинга, перед ней встает вопрос — как грамотно выполнять поставленные требования с наименьшими затратами.

Чтобы упростить для компаний решение этой задачи, фирма «1С» разработала программно-методический комплекс «1С:Налоговый мониторинг», который реализован на базе «1С:Управление холдингом».

Данный профиль обеспечивает необходимую функциональность системы в целях анализа данных информационной базы налогоплательщика в объеме, предусмотренном приказом ФНС России.

При этом предполагается реализация следующей функциональности системы:

  • Раскрытие учетных данных: налоговой отчетности, налоговых регистров, перечня первичных документов.
  • Последовательная расшифровка данных до учетного документа (функционал в разработке).
  • Возможность получения данных из различных систем-источников.
  • Возможность взаимодействия с налоговым органом внутри этой информационной базы следующим образом:
    • специалисты налоговых органов в режиме реального времени могут создать в 1С запрос;
    • бухгалтер компании получает запрос в форме задачи в системе электронного документооборота, отвечает на вопросы проверяющего, прикрепляет файлы, отправляет ответ в ФНС;
    • инспектор, проверив ответ, принимает его либо возвращает с дополнительными комментариями и вопросами.
  • Возможность сравнения первичной и уточненной налоговых деклараций.
  • Среди дополнительных возможностей программного модуля предполагается, что он будет иметь функционал, позволяющий проводить анализ налоговой функции компании, в т. ч. предоставлять расшифровку факторного анализа динамики показателей налоговых деклараций.

Преимущества использования «1С:Налоговый мониторинг»

  • Высокий уровень удобства для пользователей.
  • Наличие в стандартном функционале модуля «1С:Налоговый мониторинг» основных функций, которые соответствуют требованиям законодательства по раскрытию информации в рамках налогового мониторинга:
    • раскрытие учетных данных (налоговой отчетности, налоговых регистров, перечня первичных документов);
    • последовательная расшифровка данных до учетного документа (функционал в разработке);
    • возможность получения данных из различных систем-источников;
    • функционал по взаимодействию компании с ФНС;
    • прочие функции (например, функционал в отношении внутреннего контроля и налоговых рисков, функционал в отношении управления налоговой функции группы компаний и т. д.).
  • Необходимость минимальных доработок функционала модуля «1С:Налоговый мониторинг» в связи с широким перечнем стандартных функций ИТ-решения.
  • Низкий уровень затрат по сравнению с иными вариантами.

Задачи при переходе к налоговому мониторингу

Помимо выбора информационного взаимодействия с налоговыми органами, необходимо решить следующие задачи при вступлении в налоговый мониторинг.

1. Организация системы внутреннего контроля (далее — СВК). От уровня СВК в компании будет зависеть объем первичных документов, доступ к которым компания обязана предоставить налоговому органу в рамках налогового мониторинга. 

Кроме того, необходимо обратить внимание на анализ автоматизированных контролей (стандартных и дополнительно доработанных), реализованных в текущих учетных системах компании.

2. Анализ и оценка существенных налоговых рисков компании. В ходе проведения такого вида анализа необходимо сделать следующее:

  • описать существующие налоговые риски Компании исходя из положений действующего налогового законодательства и релевантной правоприменительной практики;
  • описать стоимостную и вероятностную оценку проанализированных налоговых рисков с краткими рекомендациями, направленными на их минимизацию;
  • составить матрицу рисков, содержащую краткое описание риска и его уровень.

3. Отработка методологических вопросов ведения бухгалтерского и налогового учета.


Компания «Первый Бит» готова предложить оперативное внедрение необходимых инструментов для упрощения ведения нaлогового мониторинга. После проведения обследования наши специалисты помогут оптимизировать текущие процессы вашей компании в строгом соответствии с требованиями к системе налогового контроля и мониторинга.

Обратитесь к нашим специалистам по налоговому мониторингу:


Обратитесь к нам сегодня!
Мы подберём решение специально для вашего бизнеса

Отзывы клиентов

«Операционный департамент получил удобный механизм для внесения в систему данных о товарах и формирования заказов поставщику, в системе вносятся плановые данные по ОТВ, отслеживаются все складские движения товаров, рассчитывается рентабельность продаж с учётом разнесённых дополнительных затрат, реализована интеграция со сторонними системами».
Всеволод Бурмистров
Руководитель группы контроля бизнес-процессов Shopping Live
«Для решения поставленной задачи был выбран программный продукт 1С:ЗУП 8 ПРОФ. Партнером по внедрению стал Проектный офис «Спортивная» компании «Первый БИТ», обладающий успешным опытом предоставления услуг для компаний корпоративного сектора. В процессе создания консолидирующей базы были разработаны и предложены новые отчеты, которые дали возможность более детально проанализировать затраты в разных разрезах».
У.П. Климова
вице-президент корпорации AEON
«Особенностью проекта стало параллельное, а не последовательное внедрение системы в 9 дочерних компаниях группы, что позволило завершить внедрение системы в течение 3 месяцев. Изменения позволили нам сократить сроки подготовки декадных реестров платежей и консолидации управленческой отчетности».
Г. А. Калинина
директор по экономическим вопросам «ФосАгро»