В России с 2015 года доступна новая система взаимодействия компаний с ФНС России, которая называется налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля, которая заменяет традиционные проверки на оперативное взаимодействие компании и налогового органа на основе удаленного доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика.
Компания предоставляет налоговым органам онлайн-доступ к своей учетной системе, благодаря чему камеральные и выездные налоговые проверки не проводятся. ФНС самостоятельно контролируют отчетность налогоплательщика и в случае выявления противоречий напрямую запрашивает дополнительные документы или пояснения.
В случае, если выявляется, что организация неправильно посчитала и не доплатила в бюджет налоги, налоговый орган просит погасить задолженность. Важным при этом является то, что пени за этот период не начисляются.
Такая система позволяет уже в момент планирования операций и сделок предупредить возникновение налоговых рисков и спорных ситуаций.
Преимущества налогового мониторинга:
- Возможность получать консультацию налоговой службы по налогообложению конкретной сделки, что позволяет принимать верные решения, обезопасив себя от последствий неверного исчисления налогов;
- Снижение трудозатрат компании на сопровождение налоговых проверок на 30%;
- Сокращение сроков закрытия налогового периода в три раза, с трёх лет до девяти месяцев;
- Сокращение максимального срока налоговой проверки с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев;
- Постоянный доступ налогового органа к первичным документам компании, возможность отказаться от бумажных копий;
- «Единое окно» по работе с налоговой службой. Больше не нужно обращаться к разным налоговым инспекторам, каждый из которых отвечает за свой вид налога;
- Урегулирование споров с налоговой службой в досудебном порядке.
Какую именно информацию вы раскрываете, вступив в режим налогового мониторинга
При вступлении в режим налогового мониторинга компания раскрывает налоговому органу финансово-хозяйственную информацию. Ее объем определяется в регламенте информационного взаимодействия с налоговыми органами, который формируется в соответствии с приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323.
Раскрываются следующие данные о порядке ведения учета в компании:
- сведения об организационных формах и способах ведения бухгалтерского учета;
- структура раскрытия показателей налоговой отчетности;
- порядок отражения компанией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, налоговой базы;
- сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;
-
описание порядка отражения иной информации, подтверждающей правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Объем предоставляемой информации зависит от оценки системы внутреннего контроля. На первом (начальном) уровне компании обязаны предоставлять инспекции до 50% документов, на пятом уровне — не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, приложение №8 к требованиям к организации системы внутреннего контроля).
Стоит помнить, что помимо вышеперечисленной информации, в налоговые органы предоставляется следующая информация:
- учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг с приложением рабочего плана счетов;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета;
- регистры бухгалтерского учета, включая расширенные выписки по счетам бухгалтерского учета, с указанием наименования операции (документов), связанных с исчислением налогов, сборов, страховых взносов;
- аналитические регистры налогового учета;
- расшифровки показателей строк налоговых деклараций (расчетов), формируемых на основании регистров налогового учета и регистров бухгалтерского учета;
- дополнительная информация, раскрывающая формирование показателей налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам;
- первичные учетные документы и иные документы (информация);
- документы (информация), формируемые в соответствии с требованиями к организации системы внутреннего контроля согласно п.7 ст.105.26 НК РФ;
-
финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составляемые в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.
Можно выделить следующие уровни структуры раскрытия информации:
- сводный регистр налогового учета,
- аналитические регистры налогового учета,
- реестры первичных учетных документов и операций,
- первичные учетные документы.
Важно учитывать, что предоставляемая информация должна постепенно и подробно раскрывать соотношения между строками налоговой декларации и регистрами бухгалтерского и налогового учета, а также иными документами, на основании которых формируются строки налоговой декларации.
Возможность использования «1С:Управление холдингом» и «1С:ERP. Управление холдингом» в целях налогового мониторинга
Когда компания принимает решение о вступлении в режим налогового мониторинга, перед ней встает вопрос — как грамотно выполнять поставленные требования с наименьшими затратами.
Чтобы упростить для компаний решение этой задачи, фирма «1С» разработала программно-методический комплекс «1С:Налоговый мониторинг», который реализован на базе «1С:Управление холдингом».
Данный профиль обеспечивает необходимую функциональность системы в целях анализа данных информационной базы налогоплательщика в объеме, предусмотренном приказом ФНС России.
При этом предполагается реализация следующей функциональности системы:
- Раскрытие учетных данных: налоговой отчетности, налоговых регистров, перечня первичных документов.
- Последовательная расшифровка данных до учетного документа (функционал в разработке).
- Возможность получения данных из различных систем-источников.
- Возможность взаимодействия с налоговым органом внутри этой информационной базы следующим образом:
- специалисты налоговых органов в режиме реального времени могут создать в 1С запрос;
- бухгалтер компании получает запрос в форме задачи в системе электронного документооборота, отвечает на вопросы проверяющего, прикрепляет файлы, отправляет ответ в ФНС;
- инспектор, проверив ответ, принимает его либо возвращает с дополнительными комментариями и вопросами.
- Возможность сравнения первичной и уточненной налоговых деклараций.
- Среди дополнительных возможностей программного модуля предполагается, что он будет иметь функционал, позволяющий проводить анализ налоговой функции компании, в т. ч. предоставлять расшифровку факторного анализа динамики показателей налоговых деклараций.
Преимущества использования «1С:Налоговый мониторинг»
- Высокий уровень удобства для пользователей.
- Наличие в стандартном функционале модуля «1С:Налоговый мониторинг» основных функций, которые соответствуют требованиям законодательства по раскрытию информации в рамках налогового мониторинга:
- раскрытие учетных данных (налоговой отчетности, налоговых регистров, перечня первичных документов);
- последовательная расшифровка данных до учетного документа (функционал в разработке);
- возможность получения данных из различных систем-источников;
- функционал по взаимодействию компании с ФНС;
- прочие функции (например, функционал в отношении внутреннего контроля и налоговых рисков, функционал в отношении управления налоговой функции группы компаний и т. д.).
- Необходимость минимальных доработок функционала модуля «1С:Налоговый мониторинг» в связи с широким перечнем стандартных функций ИТ-решения.
- Низкий уровень затрат по сравнению с иными вариантами.
Задачи при переходе к налоговому мониторингу
Помимо выбора информационного взаимодействия с налоговыми органами, необходимо решить следующие задачи при вступлении в налоговый мониторинг.
1. Организация системы внутреннего контроля (далее — СВК). От уровня СВК в компании будет зависеть объем первичных документов, доступ к которым компания обязана предоставить налоговому органу в рамках налогового мониторинга.
Кроме того, необходимо обратить внимание на анализ автоматизированных контролей (стандартных и дополнительно доработанных), реализованных в текущих учетных системах компании.
2. Анализ и оценка существенных налоговых рисков компании. В ходе проведения такого вида анализа необходимо сделать следующее:
- описать существующие налоговые риски Компании исходя из положений действующего налогового законодательства и релевантной правоприменительной практики;
- описать стоимостную и вероятностную оценку проанализированных налоговых рисков с краткими рекомендациями, направленными на их минимизацию;
- составить матрицу рисков, содержащую краткое описание риска и его уровень.
Компания «Первый Бит» готова предложить оперативное внедрение необходимых инструментов для упрощения ведения нaлогового мониторинга. После проведения обследования наши специалисты помогут оптимизировать текущие процессы вашей компании в строгом соответствии с требованиями к системе налогового контроля и мониторинга.
Обратитесь к нашим специалистам по налоговому мониторингу:
- по телефону +7 495 213-83-61
- Напишите нам через форму обратной связи.